Об этом свидетельствует новое исследование Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Однако и проблем у них хватает.
Авторы исследования констатируют, что по сравнению с прошлым годом острота проблемы импортозамещения снизилась по всем категориям продукции — оборудования, комплектующих и узлов, материалов и сырья. Если в 2022 г. о критической потребности в замещении продукции сообщали порядка 30% предпринимателей, то в этом показатель колеблется от 3,1% (закупка сырья) до 14,8% (закупка оборудования).
«Впрочем, потребность в замещении по-прежнему остается высокой: она заявлена для 13,8% компаний при закупках сырья и для 37—38% — при приобретении оборудования и комплектующих», — отмечают эксперты РСПП.
Они указывают, что главная проблема компаний при попытках заместить импорт — отсутствие российских аналогов или их заметно худшее качество. Об этом сообщили более половины опрошенных. Если же качество сопоставимо, то российское оказывается дороже импортного.
Собственными силами замещать иностранную продукцию большинство компаний не готово: например, для создания вертикально интегрированного производства комплектующих, по мнению 74% респондентов, не хватает компетенций и научно-технической базы, более половины отмечают недостаточный спрос российских компаний для достижения эффекта масштаба. Планы занять ниши ушедших из РФ иностранных компаний есть только у трети опрошенных, уже заняли их лишь 6,5% респондентов.
«О планах организовать собственное производство закономерно сообщали компании — производители импортозамещающей продукции, но большинство (90%) ее заказчиков сами организовать такое производство не готовы», — констатируют авторы опроса.
В результате доля ответов об успешности импортозамещения собственными силами колеблется на уровне 1%, для услуг и ПО — выше 5%.
На внутреннем рынке компаниям удалось найти поставщиков материалов (об этом сообщили 69% предприятий), сырья (73%), услуг (76%) и ПО (79%). Что касается оборудования, комплектующих и узлов, то более половины предпринимателей предпочли найти новых зарубежных поставщиков — уже из «дружественных» юрисдикций. Порядка трети из этой группы переключились на закупку продукции у российских производителей. Десятая часть нашла возможности закупать оборудование, комплектующие и узлы, материалы и ПО у поставщиков из «недружественных» стран — с использованием посреднических структур и более сложных схем поставок.
Также эксперты РСПП выяснили, что многие компании (39%) занимаются развитием собственной сети поставок: для этого они упрощают компаниям-поставщикам доступ на рынки (консультации и так далее), обеспечивают их инфраструктурой и участвуют в программах развития человеческого капитала и компетенций. Со стороны же государства наиболее востребованными для импортозамещения, по мнению компаний, являются раздача льгот производителям, стимулирование спроса на отечественную продукцию, помощь в решении проблемы дефицита кадров и развитие стимулов для проведения исследований и разработок (НИОКР). Внизу списка оказались пока не работающее «право на риск», протекционистские меры (таможенно-тарифная политика) и поддержка экспорта импортозамещающей продукции.
Отдельный блок исследования РСПП посвящен экспортной деятельности компаний. Доля экспорта в выручке организаций в среднем до начала военной операции составляла 26%, после этого — 20%. Экспорт сократился у пятой части компаний. Выросла доля компаний с удельным весом экспорта в выручке в пределах 5% (с 26 до 38%), сократилась доля компаний с показателем в 25—50% (с 26 до 16%). При этом около 20% участников опроса сообщили, что их экспортные доходы выросли после 24 февраля 2022 г. В географическом разрезе компании нарастили экспорт в страны ЕАЭС: если до военной операции внешнюю торговлю там вели 77% компаний, то после — 90%. Только 20% респондентов продолжили работать на рынках Европы, ранее — 63%. Ситуация на рынках стран Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии не изменилась: там вели и ведут поставки около трети предприятий. При этом поставки на рынки Ближнего Востока даже немного сократились — с 28 до 23%, а на рынки Южной Америки — с 28 до 13%.
«Данные компаний, таким образом, разворот экспортных поставок на новые направления пока не обнаруживают», — заключают аналитики РСПП.