Инвесторы потянулись в сферу туризма

| статьи | печать

Нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» работает. Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко на совещании с Президентом РФ Владимиром Путиным 22 ноября. В подтверждение своих слов он привел данные по динамике инвестиций в отрасль. Только за 1-е полугодие текущего года они прибавили более 20%. В целом объем инвестиций за два года увеличился практически в три раза. Такой рост не наблюдается ни в одной другой отрасли экономики.

Вице-премьер напомнил, что запущенный по поручению президента нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» предоставляет значительную господдержку отрасли:

  • льготные кредиты;

  • гранты на строительство модульных отелей;

  • софинансирование обеспечивающей инфраструктуры;

  • инвестпроекты с участием корпораций «Туризм.РФ», «Кавказ.РФ».

Результатом этой работы стал рост инвестиций. «Если в прошлом году, по данным Росстата, инвестиции в туристическую отрасль выросли где-то на 37%, то в этом году мы ожидаем превышение, потому что только за 1-е полугодие видим прирост 23%, то есть бизнес инвестирует туда средства как никогда раньше», — отметил Д. Чернышенко.

Россияне полюбили отечественные курорты

В рамках рабочей поездки в Мурманскую область министр экономического развития РФ Максим Решетников 17 ноября повел селекторное совещание с регионами по подготовке к зимнему туристическому сезону 2023/2024. «Спрос на поездки по стране растет. По итогам девяти месяцев динамика превысила все показатели прошлого года и наши первоначальные прогнозы. У нас сейчас +16% в росте туристических поездок. В зимнем сезоне прогнозируем 30 млн поездок — прирост на уровне 7%», — отметил министр на этой встрече.

В связи с ростом внутреннего туризма в фокусе внимания властей находятся и вопросы развития гостиничной инфраструктуры. По итогам девяти месяцев в гостиницах останавливалось 60 млн человек, что на 18% выше аналогичного периода прошлого года. При этом бизнес активнее инвестирует в гостиничные проекты.

«По программе льготного кредитования крупных отелей у нас сейчас 77 проектов на 21 тыс. номеров. Вы знаете, что все постановления подписаны. Сейчас у нас на регистрации в Минюсте буквально сегодня-завтра будет зарегистрирован базовый приказ по новому отбору. И мы рассчитываем уже в начале следующей недели его объявить», — сказал М. Решетников. Он уточнил, что речь идет об отборе на более чем 20 тыс. номеров гостиничного фонда и отборе крупных точек притяжения, крупных парков развлечений, горнолыжных трасс.

Заместитель министра транспорта России Игорь Чалик в ходе селекторного совещания в свою очередь подчеркнул, что туристический рынок России активно развивается. Это видно по процентному соотношению между международными и внутренними перевозками.

Если в 2019 г. соотношение было 60/40 в пользу внутренних перевозок, то в этом году — 80/20. Это число включает в себя также туристов. «Отечественные курорты становятся все более востребованы среди наших граждан. Под изменившиеся потребности туристов транспортный комплекс переориентирует маршруты и провозные емкости. Это позволяет полностью удовлетворить спрос индивидуальных путешественников и организованных групп», — доложил И. Чалик.

Потенциал роста рынка не исчерпан

Замминистра транспорта также заверил, что у авиакомпаний, железнодорожных и автобусных компаний есть резервы для предоставления дополнительных емкостей для удовлетворения спроса. На сегодняшний день загруженность авиарейсов на новогодние праздники составляет 25%, железнодорожного транспорта — 36%, в направлении Крыма по железной дороге — чуть больше 60%.

По данным Минэкономразвития, в зимнем сезоне 2023/2024 наибольший рост числа турпоездок покажут северные регионы — Карелия, Архангельская, Мурманская области, а также Калининградская область и Урал.

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис сообщил, что за девять месяцев регион посетили более 396 тыс. человек, что на 23% выше соответствующего периода прошлого года. Аналогичные темпы роста прогнозируются и на следующий год.

«Этот сектор экономики у нас сильно растет, растут доходы от туризма. Они за четыре года превысили 13,6 млрд руб. Для нашей области — это хороший результат. И важно, что поддержка федерального и регионального бюджета составила более 370 млн руб. 125 проектов поддержано и за счет федерального и регионального бюджета», — рассказал А. Чибис. По его словам, благодаря господдержке в регионе в два раза увеличилось количество туроператоров, которые реализуют свои проекты.

Вместе с тем выросло количество классифицированных объектов размещения. Сейчас уже их количество превышает 150.

Генеральный директор Кавказ.РФ Андрей Юмшанов сообщил, что горные курорты Северного Кавказа в предстоящем сезоне посетят по меньшей мере 2 млн человек. «По самым осторожным прогнозам, ожидаем рост турпотока порядка 10%», — сказал он.

Объем льготного кредитования МСП увеличился вдвое

В рамках рабочей поездки в Мурманскую область М. Решетников также провел встречу с туристическим бизнесом региона, на которой в том числе обсуждались меры поддержки отрасли. «Нам нужно развивать новые дестинации — это касается и летнего, и зимнего туризма. Первое, на чем мы сосредоточились, это вопрос, связанный с новыми местами размещений — гостиницы и санатории. Здесь у нас есть две основные крупные программы. Это модульные гостиницы, так называемые глэмпинги, и большие стационарные гостиницы, которые формируют новое качество номерного фонда. Также мы заложили абсолютно новое направление — это крупные детские парки развлечений и горнолыжные курорты», — рассказал М. Решетников.

Он отметил, что Минэкономразвития России, учитывая тот факт, что внутри министерства реализуются различные программы, поставило задачу добиться максимальной синергии различных инструментов для поддержки проектов в туризме. В том числе гостиничные проекты могут получить поддержку Корпорации МСП. «За девять месяцев по нацпроекту „Малое и среднее предпринимательство“ объем льготного кредитования туризма достиг почти 42 млрд руб. Это вдвое превышает аналогичный прошлогодний показатель», — сообщил министр.

За январь — сентябрь получателями поддержки в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», куратором которого является первый вице-премьер Андрей Белоусов, стали более 100 компаний. Меры поддержки направлены на создание туристической инфраструктуры, строительство новых гостиниц, расширение и реновацию номерного фонда.

В рамках национальной гарантийной системы более 30 млрд руб. кредитов и другой финансовой поддержки получил микро-, малый и средний бизнес из туристической отрасли. В том числе 7 млрд руб. кредитов привлекли компании из сферы туризма с использованием «зонтичных» поручительств Корпорации МСП. Финансирование в том числе было направлено на ремонтные работы, приобретение мебели, оборудования и техники.

Ряд проектов, получивших поддержку по нацпроекту МСП, реализуется в Мурманской области. Например, в регионе средства пошли на строительство туристической эко-деревни: направлено 65 млн руб. под 5%, а также ремонт двух гостиниц — 51 млн руб. под 4%.

 

Выезд россиян за рубеж с целью туризма, по данным Пограничной службы ФСБ РФ за девять месяцев 2023 г., топ-10 стран, тыс. поездок

 

Страна

2023

2022

2021

2020

2019

1

Турция

3409,9

2750,6

2891,4

960,1

4490,2

2

ОАЭ

922,6

548,6

276,2

252,3

457,7

3

Египет

739,2

490,5

214,5

3,2

9,2

4

Таиланд

519,7

26,1

1,1

344,5

534,8

5

Армения

335,9

199,2

63,5

31,4

124,8

6

Китай

135,9

0,260

0,157

60,0

655,3

7

Узбекистан

121,9

82,7

12,1

7,6

39,4

8

Азербайджан

116,9

55,0

8,4

13,3

82,0

9

Казахстан

113,3

87,5

4,2

13,6

53,8

10

Куба

93,9

27,9

89,9

42,2

68,4

 


К сведению

Число поездок россиян за рубеж с целью туризма выросло на 50%

Россияне с января по сентябрь совершили 7,06 млн зарубежных поездок с целью туризма, что на 50,2% больше, чем за тот же период 2022 г. (4,7 млн), но вдвое меньше, чем в допандемийном 2019 г. (14,2 млн). Об этом сообщил Российский союз туриндустрии (РСТ) по результатам анализа данных Пограничной службы ФСБ РФ. Лидируют по числу выездов Турция, ОАЭ и Таиланд, причем все три страны зафиксировали значительный рост турпотока из России по сравнению с прошлым годом.

Прирост выездного турпотока за три квартала года оказался почти рекордным: более высоким он был только в 2017 г. — 54% по сравнению с тем же периодом предыдущего года.

Общее число выездов за рубеж со всеми целями с января по сентябрь составило 21 млн. Это на 20,7% больше, чем за девять месяцев 2022 г. (17,4 млн). Правда, пока показатели выездного туризма далеки от допандемийного уровня. В 2019 г. число турпоездок за рубеж за три квартала составило 14,2 млн, а выезд со всеми целями — 35,2 млн.

Тройка лидирующих направлений не изменилась по сравнению с 2022 г. — это Турция (3,4 млн поездок), ОАЭ (922,6 тыс.), Египет (739,2 тыс.). Все три страны приняли значительно больше российских туристов, чем годом ранее — на 24, 68 и 50,7% соответственно.

Среди остальных стран в первой десятке изменения есть. Вернулись в лидеры Таиланд (519,7 тыс.) и Китай (135,9 тыс.), ушли Мальдивы и Сербия. Среди пяти входивших в рейтинг в прошлом году стран СНГ Армения (335,9 тыс.), Узбекистан (121,9 тыс.), Азербайджан (116,9 тыс.) и Казахстан (113,3 тыс.) сохранили позиции, а Киргизия опустилась на 13-е место. И впервые в топ-10 направлений российского туризма вошла Куба (93,9 тыс.).

Также впервые столь высоко в рейтинге самых популярных у российских туристов стран поднялись Шри-Ланка, Индия, Оман и Бахрейн.

Комментируя данные статистики, в РСТ отметили, что в сложившейся ситуации туристический рынок приспосабливается к обстоятельствам: рост показывают те страны, куда выполняются прямые рейсы из России. «На пограничном контроле в российских аэропортах для статистики фиксируется первый пункт посадки самолета независимо от того, куда на самом деле направляется человек — даже если в его билете указана конечная точка маршрута. Поэтому в данных Пограничной службы РФ по итогам девяти месяцев выезд в те страны, куда российские туристы летят стыковочными рейсами, обозначен нулями», — пояснил вице-президент РСТ Дмитрий Горин.

В результате, по его словам, в рейтинг туристических направлений не попадают практически все европейские страны, хотя поток туда отнюдь не нулевой.

Как подчеркнул эксперт, именно появление или расширение прямой перевозки позволило показать колоссальный рост турпотока Таиланду, Китаю, Шри-Ланке, Кубе, Индии, Грузии, Тунису, Марокко и другим странам, разумеется, с учетом низкой базы. «А стремление туроператоров расширить сузившийся ассортимент предложений по зарубежному отдыху привело к тому, что в рейтинг основных туристических направлений вошли Оман, Бахрейн, Эфиопия, Кувейт и другие страны», — отметил Д. Горин. 


Как развивается туристическая отрасль в этом году? Назовите основные тенденции.

Комментарий эксперта

Развитие российской туристической отрасли в 2023 г. прошло под знаком дальнейшей адаптации к изменившейся международной обстановке, которая, безусловно, влияет и на туризм. Есть несколько трендов 2022 г., которые продолжают быть валидными и в 2023 г.:

1. Рост популярности внутрироссийского туризма. Повышенный интерес к внутреннему туризму возник еще во времена пандемии, а в 2022—2023 гг. усложнение перелетов и получения виз в популярные европейские страны усилил внимание к региональному туризму. Кроме интереса к Сочи и остальным курортам Краснодарского края, возрос спрос на путешествия в Дагестан, на Кавказ, Карелию, Алтай. Самым популярным направлением остался Сочи (более 50% внутрироссийских продаж российских туроператоров пришелся на этот город). Также популярны Анапа, Махачкала, Минеральные воды, Калининград.

2. Постепенное снижение доли Москвы и Санкт-Петербурга и повышение доли остальных регионов России в сумме. Российский турист в поисках новых интересных мест и впечатлений начинает открывать все больше новых городов в своей стране.

3. Дефицит объектов размещений в российских регионах. Не хватает объектов хорошего качества для размещения туристов. Предложение не поспевает за возросшим внутренним спросом.

Тренды, появившиеся в 2023 г.:

1. Резкое снижение числа запросов на туры в Крым. Если сравнить число запросов Яндекс по словам «туры в Крым», то заметно снижение запросов в три раза (с 65 тыс. запросов в августе 2022 г. до 20 тыс. запросов в августе 2023-го).

2. Рост курса доллара и, как следствие, повышение стоимости авиабилетов, стоимости туров минимум на 15—20% к прошлому году. Особенно заметным для многих туристов стал рост стоимости отдыха в Турции. Теперь она уже не считается «бюджетной» страной для отдыха.

3. Рост интереса к историко-познавательному туризму по сравнению с пляжным отдыхом. Так, опять же по статистике Яндекс Wordstat, число запросов «экскурсия» в сентябре — октябре 2023 г. составило 6,96 млн, это на 15% выше, чем за аналогичный период прошлого года, а в то же самое время число запросов «тур» составило 13,5 млн, прирост на 1% к прошлому году.

Прогнозы на зимний сезон 2023/2024:

1. Рост популярности стран Средней Азии для российских туристов. Имеется в виду Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан, с поездками в города, расположенные близко к горам и имеющие инфраструктуру для горнолыжного отдыха (Алматы, Ташкент, Бишкек), а также с большим историческим наследием (Шымкент и Туркестан в Казахстане, Самарканд и Бухара в Узбекистане). Эти города и страны имеют хорошее соотношение цены и качества инфраструктуры для взыскательного российского туриста.

2. Более раннее бронирование мест размещения, в том числе на время после новогодних праздников. В этом году, по сравнению с прошлым зимним сезоном, прошедшим на волне страхов «мобилизации», намечается более расслабленное потребительское поведение и желание ездить чаще, в том числе и для того, чтобы «переключиться» на другие эмоции и впечатления.

В целом замечу, что российская туристическая отрасль оказалась достаточно зрелой и готовой к адаптации, устойчивой к внешним шокам. Длительные прогнозы сейчас строить сложно, но все-таки есть уверенность в дальнейшем стабильном развитии отрасли.

Комментарий эксперта

В 2023 г. туристическим потоком было обозначено несколько тенденций и туристических трендов. Прежде всего это тренд на сокращение продолжительности поездки. Два-три года назад люди гораздо чаще отправлялись в отпуск на две недели. Сейчас даже по сравнению с прошлым годом, по данным российского сервиса бронирования жилья для отдыха ТВИЛ.РУ, средняя продолжительность поездки уменьшилась на 3%. Средняя стоимость ночи выросла на 13%, а средний прайс туриста — на 10%.

Увеличилось стремление к «дикому, но комфортному туризму». Стремление «перезагрузиться» от стрессовых условий городов и мегаполисов влечет гостей в места, где кроме них — только вода, воздух и лес. В 2023 г. количество броней в кемпинги и глэмпинги выросло на 155% по сравнению с предыдущим годом. Если же говорить о зимнем сезоне, то прирост броней по сравнению с зимой 2022—2023 гг. составил 70%.

Вообще, туристы больше стремятся проводить свои отпуска «небанально». Их интересует гастрономический туризм, отдых на яхтах. Популярен также ностальгический туризм. Например, отдых в деревне «как у бабушки» получил забавное название «избинг». Популярно компаниями снимать пионерские лагеря — да, такие программы сейчас существуют и для взрослых.

Если говорить о трендовых направлениях 2024 г., то основные направления для внутреннего туризма останутся неизменными — это курорты Краснодарского края. Город Сочи остается на первом месте по числу зимних бронирований, это 18% от всех броней. На втором месте зимой Москва, а на третьем — Санкт-Петербург (11 и 8% бронирований соответственно). При этом популярность Сочи увеличилась на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, популярность Москвы — на 80%, а популярность Санкт-Петербурга упала на 44%.

Из курортов Краснодарского края, кроме Сочи, зимой популярны Красная Поляна и Геленджик. В регионе зимой 2023—2024 гг. средний чек туриста вырос на 24,6%, а стоимость суток отдыха — на 42%. Любители лыжного спорта, в том числе и горного, кроме Красной Поляны выбирают Ленинградскую область, Карелию, в том числе знаменитую Сортавалу. А те, кто любит более отдаленные места — выбирают курорт Шерегеш в Кемеровской области, на стыке Алтайских и Саянских гор.