Виктор Калужский,
юрист практики интеллектуальной собственности Capital Legal Services
Руководство ФАС содержит основные критерии рекламы, а также дает ответы на нестандартные вопросы, касающиеся, например, спонсорской или социальной рекламы, сообщений оператора связи или информации, органично интегрированной в произведения (product placement).
В Руководстве ФАС есть важные разъяснения о email-рассылках: неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку (например, клиентская база), всё равно является рекламой.
Стоит отметить, что ранее РКН дал разъяснения о том, что ст. 18.1 Закона о рекламе не распространяется на подобные e-mail рассылки (письмо РКН от 24.10.2023 № 03-97847 «О рассмотрении обращений»). В связи с чем возникает дилемма: маркировать или не маркировать такую рекламу?
В этой части логично исходить из такого подхода: в Распоряжении Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р о передаче данных о рекламе в РКН указывается, что в РКН не нужно предоставлять информацию о e-mail рассылках с рекламой собственных товаров.
Соответственно, в таком случае размещение идентификатора (erid) не требуется. При этом достаточно исполнить требования п. 16 ст. 18.1 ФЗ Закона о рекламе (указать слово «реклама» и данные о рекламодателе). Получается, что в отношении email-рассылок с рекламой чужих товаров исключений нет – требуется и erid, и слово «Реклама» с данными о рекламодателе.
Рекомендации РКН содержат позиции регулятора о размещении идентификатора (erid), которые ранее уже звучали в разъяснениях, а также некоторые нововведения.
Так, размещение идентификатора в «кликабельной» ссылке, ведущей на ресурс рекламодателя, по-прежнему считается самым приоритетным способом маркировки. В Рекомендациях подтверждается, что ссылка, содержащая erid, может быть «интегрирована» в рекламу посредством гиперссылки на слово или изображение.
Если размещение идентификатора в ссылке невозможно, то стоит прибегнуть к «некликабельным» способам (в тексте, на изображении, на видео). Интересно, что позиция РКН несколько смягчилась - ранее требовалось указывать erid исключительно в начале текстового рекламного блока. Теперь Рекомендации допускают размещение идентификатора в большинстве случаев как в начале, так и в конце текста. По всей видимости, при создании Рекомендаций были учтены замечания бизнеса о том, что размещение идентификатора перед текстом пугает пользователей и негативно влияет на восприятие рекламы в целом.
Новым примером нестандартной формы рекламы является художественный фильм. В этом случае РКН рекомендует размещать идентификатор рекламы в титрах. Подобный механизм не соответствует общим тенденциям регулирования. Так, когда речь идет о видеороликах или сторис, РКН всегда настаивает на размещении erid в начале (или во время) рекламного сообщения. К сожалению, не ясны существенные отличия художественного фильма от видеоролика, который тоже может иметь творческий характер.