Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 28.09.2023 № Ф09-6433/23 по делу № А07-32910/2022 признал законным истребование в ходе камеральной проверки расчета по страховым взносам договоров с самозанятыми лицами.
Суть дела
В ходе проведения камеральной проверки расчета по страховым взносам налоговики выставили компании требование о предоставлении договоров и актов выполненных работ, заключенных компанией с самозанятыми лицами.
Компания посчитала требование необоснованным. По ее мнению, действующим законодательством предусмотрена ограниченная возможность по истребованию у налогоплательщика документов в рамках камеральной проверки расчета по страховым взносам. Инспекцией запрошены документы по взаимоотношениям с физическими лицами, которые являются плательщиками НПД и которые самостоятельно исполняют свои налоговые обязательства. Сведения о плательщиках НПД отражены на официальном сайте ФНС России. По смыслу положений ст. 422 НК РФ компания не обязана была отражать в расчете суммы, выплаченные плательщикам НПД. Более того, в расчете не заявлялись пониженные тарифы, нарушений налоговым органом не выявлено. Подобные действия свидетельствуют о злоупотреблении налоговым органом своими полномочиями, чрезмерном истребовании документов.
Компания обжаловала действия инспекции в вышестоящем налоговом органе, но безрезультатно. Тогда она обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий инспекции по выставлению и направлению требования о представлении документов (информации).
Решения судов
Суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении ее требований. При этом они исходили из следующего.
В соответствии с п. 8.6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (п. 1 ст. 93 НК РФ). Статьей 93 НК РФ не конкретизирован перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика. Таким образом, налоговый орган может запросить любые документы, необходимые для проверки расчета и уплаты налогов и страховых взносов.
Причиной истребования спорных документов послужило то, что компания, занимающаяся строительной деятельностью и имеющая значительную сумму поступлений на расчетный счет, указала среднесписочную численность работников 0 чел. В то же время компания выплачивала вознаграждения самозанятым. По мнению инспекции, запрошенные документы имеют значение для формирования выводов о правильности исчисления и уплаты страховых взносов, поскольку ею установлены обстоятельства, свидетельствующие о предполагаемом риске нарушения налогового законодательства с привлечением самозанятых в виде подмены трудовых договоров договорами гражданско-правового характера.
Суды пришли к выводу, что перечень истребованных инспекцией документов соответствует положениям налогового законодательства, в том числе п. 8.6 ст. 88, ст. 93 НК РФ, и истребование документов обусловлено необходимостью подтверждения (опровержения) полноты и правильности исчисления и уплаты компанией страховых взносов. Суды также указали, что цель истребования документов (п. 1 ст. 93 НК РФ) заключается не в подтверждении или опровержении обоснованности отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ), а в наличии либо отсутствии факта получения компанией необоснованной налоговой выгоды, путем искажения налоговой базы и объекта налогообложения по страховым взносам, в частности, подмены трудовых отношений договорами гражданско-правового характера (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).