За прошедший год появилось рекордно большое число новых российских брендов, доля иностранных марок сокращается, заявил Президент РФ Владимир Путин на совещании с членами правительства. Опрошенные «ЭЖ» эксперты считают, что бум регистрации товарных знаков логично вписывается в бум импортозамещения, который состоялся из-за ухода с российского рынка многих крупных международных компаний. Одновременно эта тенденция поддерживается развитием маркетплейсов.
Выступая на совещании, глава Минэкономразвития Максим Решетников доложил президенту, что российская экономика продолжает рост. По предварительной оценке Росстата, в III квартале прирост ВВП — 5,5% в годовом выражении. «В сопоставимых ценах оборот розничной торговли за этот же период вырос на 11%, поэтому это рост, основанный на нашем внутреннем спросе», — отметил министр.
По его словам, в основе восходящего тренда — потребительская активность, которая поддержана растущими объемами производства. «Наши компании накопили достаточно компетенций, чтобы заместить продукцию западных коллег и наращивать выпуск собственной продукции. И конечно, для закрепления за собой этих освободившихся ниш им необходимо создавать, выводить и защищать собственные бренды, что они и делают», — сказал М. Решетников.
На сегодняшний момент Роспатент зарегистрировал всего по стране 860 тыс. товарных знаков. Из них российским компаниям и гражданам принадлежит уже более половины — 490 тыс. Причем за последние полтора года число таких знаков, которые принадлежат российским компаниям, выросло более чем на треть.
В этом году из общего числа заявок, которые поступили в Роспатент, 85% — от компаний с российской пропиской.
Наиболее активно сейчас регистрируются торговые марки одежды и обуви, программного обеспечения, фармацевтики, бытовой химии, парфюмерии и косметики, кондитерских и хлебобулочных изделий.
Для сохранения позитивной динамики правительство расширило перечень инструментов поддержки товарных знаков.
Например, появилась возможность зарегистрировать товарные знаки у физлиц. «Теперь у нас самозанятые, которые поставляют продукцию на маркетплейсы, очень активно этим пользуются», — отметил глава Минэкономразвития.
За неполные пять месяцев с начала действия закона от самозанятых поступило 5 тыс. заявок. Эксперты считают, что развитие маркетплейсов и усиление контроля товаров с их стороны здорово подстегивает регистрировать товарные знаки как физлиц, так и юрлиц.
Говоря о дальнейших задачах, которые ставят власти по развитию брендов, руководитель Минэкономразвития выделил три направления:
-
стимулировать компании использовать товарный знак как экономический актив, то есть оценивать его, вкладывать в него, защищать его. По данным налоговой службы, по итогам 2022 г. объем нематериальных активов на балансе российских компаний, а туда в том числе входят и товарные знаки, составил почти 15 трлн руб. Рост за прошлый год — 60%;
-
помогать российским региональным брендам выходить на внешние рынки;
-
выявлять и продвигать лучшие бренды.