Большинство из нас осведомлены, что на вооружение в мировой климатической повестке взята цель снизить выбросы парниковых газов и для чего это нужно. Но мало у кого есть четкие знания о сценариях, этапах, механизмах проведения такой политики. Недавно вышла работа консорциума «Экономика климата» «Климатическая политика и экономика России: ключевая информация», в которой ученые нескольких институтов РАН емко, доступно и интересно для широкого читателя все это представили. Давайте восполнять пробелы.
Рассказывая о выбросах парниковых газов (ПГ) в мире, ученые РАН, в частности, отмечают, что тенденции развития России существенно отличаются от среднемировых. За 1990—2019 гг.:
-
выбросы СО2 в РФ снизились более чем на 30%, в мире — выросли более чем на 60%;
-
численность населения в РФ практически не изменилась, в мире — выросла в 1,5 раза;
-
среднедушевой ВВП в РФ серьезно снизился в 1990-е гг., но затем восстановился и в итоге вырос почти на 30%; в мире — рос на всем периоде и увеличился на три четверти;
-
энергоемкость ВВП снизилась во всех регионах страны на 30—40%;
-
углеродоемкость энергии в РФ снизилась на 14%, в мире она не изменилась. По этому показателю Россия даже несколько обгоняет страны ОЭСР.
Эксперты РАН констатируют, что мировое потребление энергии продолжает устойчиво расти, при этом доля безуглеродных видов энергии практически не изменилась за последние 30 лет — она варьируется в диапазоне 17—21%, хотя в последние годы демонстрирует заметный рост.
«Безусловно, использование ВИЭ растет. Однако оно фактически замещает долю атомной энергии — другого безуглеродного источника энергии», — отмечают авторы анализа.
Они указывают, что для низкоуглеродной трансформации важное значение имеет использование низкоэмиссионных видов энергии: ВИЭ (включая гидроэнергию), а также атомной энергии и газа.
Ценообразование на выбросы ПГ
Ученые РАН поясняют, что механизмы экономического регулирования выбросов ПГ создают стоимость для их выбросов с целью формирования экономических стимулов и сигналов, воздействующих на процесс принятия управленческих решений.
Два наиболее распространенных механизма, действующие на национальном уровне (на территории отдельных стран, их регионов, городов) следующие:
-
углеродный сбор (Carbon tax) устанавливает уровень стоимости тонны выбросов ПГ, и попадающие под регулирование субъекты должны оплатить в бюджет налог, соответствующий по величине их стоимостному объему выбросов;
-
система торговли выбросами / квотами на выбросы (Emission trading system) обычно устанавливает верхний предел объема выбросов ПГ, и между участниками системы распределяются индивидуальные квоты в рамках общего лимита. Участники, которым выделенных квот не хватает, могут приобрести их у тех участников, у которых есть невыбранные излишки квот, или у государственного оператора системы. Перераспределение квот реализуется преимущественно через аукционы.
Кроме того, ЕС внедряет наднациональный Пограничный корректирующий углеродный механизм (EU Carbon Border Adjustment Mechanism — CBAM).
-
СВАМ учитывает прямые эмиссии следующих укрупненных групп товаров: железо и сталь, минеральные удобрения, цемент, электроэнергия, алюминий, водород;
-
CBAM применяется к товарам, импортируемым из всех стран за пределами ЕС, за исключением случаев, когда страна уже участвует в EU ETS;
-
СВАМ начинает действовать с 2023 г. Однако в период 2023—2026 гг. какие-либо платежи отсутствуют. Вместо этого организации-импортеры должны ежеквартально отчитываться в ЕС о ввозимых товарах, попадающих под СВАМ. Отчеты включают данные:
а) о количестве ввозимых товаров;
б) об объеме сопутствующих выбросов;
в) о сумме уплаченного углеродного налога в стране происхождения товаров (при наличии);
-
первые платежи по СВАМ начинаются с 2026 г. Плательщиками выступают организации-импортеры, которые должны покупать сертификаты по ценам EU ETS;
-
платеж СВАМ уменьшается на размер аналогичного платежа, который в явном виде был произведен в стране происхождения импортного товара;
-
эксперты РАН считают важным, что в ЕС применяется механизм распределения бесплатных квот на выбросы. До сих пор практически для всех товаров, попадающих под СВАМ, объем бесплатных квот превышал их углеродный след, то есть платежи за выбросы отсутствовали. Исключения — аммиак и алюминий, производители которых были вынуждены оплачивать порядка 15% непокрытых бесплатными квотами эмиссий. Для товаров, попадающих под СВАМ, предусмотрено аналогичное пропорциональное послабление. Однако СВАМ предполагает постепенное снижение объема выделяемых бесплатных квот в период 2026 — 2034 гг. по следующему графику: 2026 г. — 2,5%, 2027 г. — 5%, 2028 г. — 10%, 2029 г. — 22,5%, 2030 г. — 48,5%, 2031 г. — 61%, 2032 г. — 73,5%, 2033 г. — 86%, 2034 г. — 100%. В этот период CBAM будет применяться только к той доле эмиссий, на которую не распространяются бесплатные квоты.
«По большинству товарных групп не менее 15—50% объема поставок характеризуется более высокой углеродоемкостью по сравнению с российскими производителями. Это означает, что недискриминационное действие СВАМ в первую очередь ударит по другим поставщикам», — приятно информируют эксперты РАН.
Жаль только, что российский экспорт Евросоюз стремится предельно сократить.
Сценарии энергоперехода
В мире разрабатывается большое количество сценариев глобального энергоперехода и низкоэмиссионного развития, однако не все они возможны, отмечают ученые. Так, по их оценке, сценарии выхода на глобальную углеродную нейтральность к середине века (2050—2060 гг.) являются внутренне несбалансированными и неустойчивыми с точки зрения обеспечения роста мировой экономики. Попытки двигаться по траекториям углеродной нейтральности связаны с тотальным ростом бедности и экономической деградацией в развивающемся мире.
Амбициозные климатические цели поддерживаются рядом стран (ЕС, Великобритания, США, Япония, Австралия, Китай), так как они:
-
видят в климатической повестке фактор экономического роста, обеспечивающий благоприятные сдвиги в структуре экономики и промышленности;
-
способны зарабатывать технологическую ренту, обладая патентами и производственными мощностями в сфере низкоэмиссионных технологий;
-
стараются снизить свою зависимость от импорта топливно-энергетических ресурсов.
В свою очередь, целевой сценарий Стратегии в России (версия 2023 г.):
-
позволяет выполнить все цели по снижению нетто-выбросов ПГ при обеспечении устойчивого социально-экономического развития в стране;
-
оставляет маневр для роста экономики, в том числе промышленного производства и сельского хозяйства;
-
делает особенный акцент на наименее «болезненных» для экономики направлениях, которые при этом ведут к росту качества жизни, эффективности производства и потребления, улучшению состояния окружающей среды: леса, отходы, ЖКХ, фугитивные выбросы, транспорт.
Также целевой сценарий предполагает сохранение высокой роли важных для России видов энергоресурсов (газ, атомная энергия, нефть), а также создает пространство для развития новых компетенций и производств в сфере возобновляемой энергетики.
Значительная часть углеводородов потребляется в качестве сырья (в химии): это сопряжено с диверсификацией экономики и не создает эмиссий ПГ при потреблении.
Энергоемкость ВВП снижается в среднем на 1,6% в год. Это ниже, чем в 2000—2010 гг., однако: а) в прогнозном периоде темп прироста ВВП ниже; б) развитие относительно энергоемких секторов промышленности является составной частью Целевого сценария.
Неотъемлемым элементом целевого сценария является ускоренный рост электропотребления (меры декорбанизации зачастую предполагают электрификацию) при одновременном увеличении доли безуглеродной генерации.
Адаптация к изменениям климата
Аналитики РАН отмечают, что адаптация экономики, населения, экосистем к существующим и перспективным изменениям климата:
-
является неотъемлемой частью национальной климатической политики;
-
нацелена на обеспечение устойчивого развития экономики и общества, а потому должна учитывать риски будущих климатических изменений, которые вероятны даже при успешной политике их смягчения (через снижение антропогенного воздействия через выбросы ПГ); при низкой эффективности политики смягчения меры адаптации к изменениям климата становятся основой для гарантирования устойчивого будущего.
В России политика адаптации к изменениям климата имеет ярко выраженный региональный характер. Ключевые климатические изменения, которые в разной степени проявятся в субъектах РФ в период до середины XXI века:
-
увеличение средней и экстремальных температур, снижение продолжительности отопительного сезона;
-
изменение количества и продолжительности сезонов осадков;
-
увеличение числа дней с переходом через 0°С, учащение экстремальных температур;
-
увеличение продолжительности вегетационного сезона.
Динамика выбросов ПГ по целевому сценарию Стратегии в России, нетто выбросов, %
Сектор |
2030 / 2021 |
2050 / 2021 |
2060 / 2021 |
Сельское хозяйство |
— |
+5 |
+10 |
Отходы |
–6 |
–88 |
–100 |
Транспорт (кроме трубопроводов) |
+13 |
–33 |
–71 |
Промышленность |
+9 |
+19 |
+13 |
Строительство и ЖКХ |
– |
–25 |
–19 |
Электростанции |
+4 |
–4 |
–39 |
Добыча, НП и трубопроводы |
–8 |
–41 |
–54 |
Лесное хозяйство |
+8 |
х 2,2 раза |
х 2,7 раза |
В целом по целевому сценарию |
–1 |
–62 |
–100 |
Источник: ВИП ГЗ — Консорциум «Экономика климата»