Просроченная дебиторская задолженность: алгоритм действий по устранению

| статьи | печать

Нестабильная экономическая ситуация привела к росту просроченной дебиторской задолженности в отечественных компаниях. По оперативным данным Росстата, дебиторская задолженность в целом по России на конец августа 2023 г. составила 99078,1 млрд руб., из нее просроченная — 5762,4 млрд руб., или 5,8% от общего объема дебиторской задолженности (на конец августа 2022 г. — 5,6%).

В августе текущего года по отношению к августу 2022 г. дебиторская задолженность увеличилась на 22,6%, к июлю 2023 г. — на 3,1%. Для сравнения: в августе 2022 г. уровень дебиторской задолженности к июлю 2022 г. прибавил только 0,2%.

Еще большое расхождение по уровню просроченной дебиторской задолженности. В августе текущего года она прибавила к августу 2022 г. 28,3%, к июлю 2023 г. — 6,2%. Для сравнения: в августе 2022 г. уровень просроченной дебиторской задолженности к июлю 2022 был меньше на 0,4%.

Всего просроченную дебиторскую задолженность в августе имели, по данным официальной статистика, 15 682 предприятия. Больше всего компаний из этого списка задействовано в обрабатывающих производствах — 2979. Объем просрочки в этом секторе в августе составлял 1318,1 млрд руб.

На втором месте по количеству предприятий, имеющих просроченную задолженность, — компании, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, а также ремонтом автотранспортных средств и мотоциклов. По этим видам деятельности зафиксировано 2712 организаций с просроченной задолженностью на сумму 1108,8 млрд руб.

На третьем месте предприятия, чья работа связана с обес­печением электрической энергией, газом и паром, а также кондиционированием воздуха. В этой отрасли в последний месяц лета просроченную задолженности на сумму 514,5 млрд руб. имели 1818 предприятий. Самое большое количество таких организаций в сегменте производства, передачи распределения пара и горячей воды, а также кондиционирования воздуха — 1322 ед.

Больше тысячи компаний имели просроченную задолженность в августе также в следующих отраслях: деятельность по операциям с недвижимым имуществом (1083); водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (1088); транспорт и хранение (1039).

Цифры говорят о том, что ситуация с дебиторской задолженностью неоднородная по отраслям. Но общий ее уровень по сравнению с прошлым годом увеличился, а значит, предприятиям нужно держать руку на пульсе, чтобы не допустить возникновение просрочки и оперативно уметь ее устранять.

«ЭЖ» попросила экспертов, основываясь на своем опыте работы с просроченной дебиторской задолженностью, рассказать, что нужно делать, чтобы снизить ее уровень, если она появилась на предприятии.

 

Структура и динамика просроченной дебиторской задолженности организаций, на конец месяца (таблица)

 

Количество организаций, имеющих просроченную дебиторскую задолженность, единиц

Просроченная дебиторская задолженность, млрд рублей

Из нее

покупателей

Из нее

по полученным векселям

государственных заказчиков по оплате за поставленную продукцию

2022 г.

Январь

14 807

3223,7

2360,6

0,7

23,4

Февраль

15 181

3367,4

2483,9

0,8

34,0

Март

15 428

3799,2

2873,3

0,9

40,2

Апрель

15 521

3743,9

2837,6

0,9

40,6

Май

15 582

4112,7

3170,6

0,9

41,0

Июнь

15 728

4288,6

3233,9

0,8

43,8

Июль

15 803

4511,5

3448,1

0,9

45,9

Август

15 793

4491,5

3368,7

0,7

44,4

Сентябрь

15 904

4092,8

3024,6

0,6

48,2

Октябрь

15 902

4334,7

3245,1

0,6

46,5

Ноябрь

15 880

4433,2

3348,7

0,6

47,5

Декабрь

15 877

4402,7

3343,2

0,6

48,2

2023 г.

Январь

14 769

4706,7

3611,1

0,4

42,7

Февраль

15 057

4516,4

3398,3

0,4

41,3

Март

15 481

4721,8

3660,5

0,5

41,9

Апрель

15 501

4906,1

3812,5

0,4

42,0

Май

15 478

5082,5

3897,0

0,4

40,7

Июнь

15 782

5365,5

4024,5

5,5

47,8

Июль

15 697

5428,6

3880,0

5,5

46,6

Август

15 682

5762,4

4157,2

5,5

48,0

Источник: Росстат

Комментарий эксперта

С чего начать.

1. Проанализируйте долги на предмет их значимости (по суммам), а ваших должников — на предмет их «жизнеспособности» и вашего к ним доверия. Крупные долги с минимальным уровнем доверия к контрагенту и/или при наличии информации о его плачевном финансовом состоянии — нужно срочно взыскивать через суд — чем меньше пе­рио­д просрочки, тем больше шансов на фактическое получение долга.

Небольшие долги и долги контрагентов с высоким уровнем доверия — нужно провести переговоры с контрагентом и согласовать приемлемые сроки погашения задолженности. После — оформить договоренности (в виде соглашения о погашении долга либо гарантийного письма).

Целесообразно получить гарантии погашения задолженности, например, заключить договор поручительства с директором или собственником компании.

2. Если контрагент долг признает, однако фактическое его погашение затруднительно (ввиду отсутствия денежных средств), возможны альтернативные варианты закрытия долга:

  • новация (замена одного обязательства другим). Например, ваш покупатель (дебитор) занимается строительством, а вам необходимо выполнить строительные работы, заключаете соглашение о новации, на основании которого обязательство по погашению задолженности заменяете на обязательство по выполнению СМР. В данном случае важно четко определить виды, стоимость работ и т.д., поэтому лучше заключить отдельный договор подряда и сделать на него ссылку в соглашении о новации;

  • взаимозачет встречных требований (по сути, этот инструмент близок к новации). Как в предыдущем примере: заключается отдельный договор подряда, по которому вы получаете представление от должника, у вас образуется кредиторская задолженность, после — подписываете соглашение о взаимозачете по договорам.

В чем отличие взаимозачета от новации? Во-первых, новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным обязательством, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Это значит, что прекратится начисление неустойки и штрафных санкций по первоначальному договору. Во-вторых, взаимозачет предполагает однородность встречных требований;

  • уступка права требования (продажа долга другому лицу), данный вариант возможно использовать в рамках погашения вашего долга перед третьим лицом. Таким образом вы получаете двойную выгоду: закрытие дебиторки и кредиторки одновременно, не выводя из оборота денежные средства.

3. Если вы решили идти в суд — до подачи претензии тщательно проанализируйте документы и подготовьте правовую позицию, принимая во внимание возможность предъявления встречных требований вашим контрагентом.

Что проверяем:

  • правоспособность контрагента — актуальные сведения в ЕГРЮЛ;

  • наличие подписанного договора, условия об ответственности за нарушение срока исполнения обязательств;

  • наличие подписанных первичных документов, актов сверки, гарантийных писем и правильность их оформления, при отсутствии каких-либо документов либо неправильном их оформлении постарайтесь получить соответствующие документы до предъявления претензии (проверенный аргумент — для сдачи отчетности);

  • срок исковой давности;

  • выполнение вами своих обязательств по договору.

4. Подготовьте и направьте претензию контрагенту. Это обязательно.

Содержание претензии:

  • наименование «Досудебная претензия»;

  • описание обстоятельств и требований;

  • расчет задолженности и штрафных санкций;

  • реквизиты для перечисления денежных средств, срок рассмотрения претензии.

Направить претензию необходимо заказным письмом с уведомлением с описью вложений по юридическому адресу контрагента (согласно выписке из ЕГРЮЛ). Квитанцию и опись нужно сохранить. При наличии в договоре дополнительных способов отправки и/или адресов — продублировать отправку в соответствии с условиями договора.

Срок рассмотрения претензии определяется согласно договору, при отсутствии такого условия в договоре — 30 дней исчисляется с момента отправки.

5. После истечения срока рассмотрения претензии можно идти в суд. Одновременно целесообразно подать заявление о применении обеспечительных мер, которое позволит увеличить шанс на фактическое взыскание денежных средств после рассмотрения дела.

Подготовить исковое заявление необходимо с учетом возможных контраргументов контрагента и возможности предъявления им встречных требований. Если их не учесть контраргументы, по итогу можно получить гораздо меньше того, на что вы рассчитывали, подавая в суд, либо не получить вовсе.

6. Что делать после получения исполнительного листа?

Один вариант — направить заявление о возбуждении исполнительного производства приставам.

Второй вариант — направить исполнительный лист с заявлением о его исполнении в банк, в котором у должника открыт расчетный счет. Для этого сначала на основании заявления уточняем в ИФНС сведения об открытых контрагентом расчетных счетах, затем направляем исполнительный лист в соответствующий банк. Срок исполнения 1—3 банковских дня. В случае, если у контрагента более одного расчетного счета, исполнительный лист придется предъявлять поочередно в каждый банк.

Комментарий эксперта

Начать работу с сокращением дебиторской задолженности я советую с анализа действующих договоров с вашими контрагентами и инвентаризации документов. Часто стандартные договоры недостаточно защищают ваши правовые интересы. Проверьте наличие пунктов о сроках оплаты и штрафных санкциях за их нарушения — именно они дополнительно мотивируют ваших партнеров вовремя и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. Также рекомендую выделить время и проверить наличие подписанной с обеих сторон первичной документации по вашим контрагентам.

Кроме того, рекомендую создать регламент по работе с дебиторской задолженностью в вашей компании, который, например, может включать: шаблоны уведомлений должникам и точные сроки, в которые они их получают, скрипты звонков, сроки передачи дела в суд и т.д. — другими словами, четкие инструкции для ваших сотрудников.

Параллельно с деятельностью по снижению дебиторской задолженностью рекомендую использовать ее для законной налоговой оптимизации. Дебиторская задолженность есть практически у каждой компании, но, к сожалению, не все бухгалтеры и владельцы бизнеса в курсе, что она может помочь оптимизировать налоговую нагрузку.

Компании на общей системе нало­го­обложения (ОСНО) имеют право формировать резервы по сомнительным долгам. Создавая резерв по конкретному долгу, организация фактически принимает этот долг в расходы при расчете налога на прибыль. Откладывая, таким образом, уплату налога в соответствующем периоде, компания может пустить деньги в оборот, получая с них доход.

Главное помнить, что сумма резерва по сомнительным долгам не должна превышать 10% от выручки за указанный налоговый период. Но даже такой процент может помочь вывести из-под нало­го­обложения серьезную сумму. Погашенные долги необходимо будет учитывать в доходах при расчете налога на прибыль, восстановив сумму резервного фонда по конкретному обязательству.

Комментарий эксперта

Очень часто проблема с просроченной дебиторской задолженностью появляется там, где есть конфликт интересов. Первый вариант — когда просроченная задолженность возникла у клиента, который имеет близкие отношения с владельцами бизнеса. Такую задачу возможно решить только при наличии воли собственника. Без нее решить данную задачу невозможно, да и отношения к бизнесу она уже не имеет. Это больше похоже не благотворительность, что и нужно донести до владельца.

Второй вариант возникает тогда, когда решение о стоп-отгрузках принимает менеджер, который ведет этого клиента. Главная цель менеджера — продажи и, соответственно, он всегда будет продолжать работу с клиентом. Даже если KPI менеджера стоит не в продажах, а в деньгах — клиент будет посылать небольшие платежи, наращивая просроченную задолженность. В моей практике были варианты, когда налоговая служба уже заблокировала счета клиенту, а менеджер продолжал отгружать товар в надежде, что ситуация разрешится в правильную сторону. Данную цепочку необходимо разорвать и передать решение по этому вопросу в некоммерческий отдел. Лучший вариант — когда такое решение принимает финансовая служба.

Еще одна часть проблемы — это определение момента, когда необходимо взаимоотношения с контрагентом поставить на паузу. Пока эта контрольная точка находится в руках человека — система не работает и придется часто принимать решения о списание просроченной дебиторской задолженности. Чтобы предотвратить подобные кейсы, необходимо автоматизировать этот процесс. На внедрение этой практики у нас ушло около трех месяцев, после чего все клиенты к этому привыкли. Мало того, у них изменился подход к оплатам. Если раньше в очереди на оплату мы у них стояли на последнем месте, то теперь оказались сразу после платежей за аренду и выплаты заработной платы.

Следующая часть данной проблемы — это контроль за задолженностью. Когда его контролируют сверху, очень часто на проблему обращают внимание тогда, когда она уже перешла в «хроническую» форму. Ее купирование решается передачей контроля за задолженностью в руки менеджеров с четким регламентом. В регламенте нужно прописать действия менеджера понедельно. Важно! Итогом данного регламента должна быть предсудебная претензия, после чего долг переходит в ведение юротдела. Обычно направление такой претензии помогает получить большую часть проблемных долгов.

Самая сложная задача с просроченной задолженностью — когда вы работаете с клиентом по нескольким договорам и объектам, а еще сложнее, когда работа идет по нескольким юридическим лицам. Тут важно оценить риски и перспективы дальнейшего сотрудничества. Финансовая служба и автоматизация процесса помогут выдержать натиск клиентов и менеджеров, оценить риски, но не помогут развить бизнес.