Анастасия Махнёва,
партнер, директор по развитию, руководитель группы практик «ТМТ / Цифровая экономика» Юридической фирмы INTELLECT
В пункте 11 Обзора ВС РФ обращает внимание судов на достаточно распространенную в судебной практике проблему оспаривания сведений, которые в целом представляют собой мнение лица о чем-либо, но при этом текст содержит не только оценочные субъективные суждения, но фактологическую информацию.
Истец (врач, работающий в медицинской организации) оспаривал сведения, опубликованные в сети Интернет в виде отзыва пациента о его профессиональной деятельности и о качестве оказанных им медицинских услуг.
Направляя дело на новое рассмотрение, ВС РФ указал, что наличие в высказывании оценочных суждений, выражающих субъективное мнение автора, не исключает содержание в нем утверждений о фактах, по отношению к которым автор высказывает свое мнение и соответствие действительности которых можно проверить. И этот общий тезис судебной коллегии представляется очень важным для правоприменительной практики в диффамационных делах.
Достаточно распространена ситуация, когда наличие в оспариваемых сведениях маркеров субъективного мнения (в частности, вводных слов «по моему мнению», «как мне кажется», т. п.) или каких-либо отдельных оценочных слов и выражений приводит к тому, что суды достаточно формально и поверхностно подходят к анализу оспариваемых сведений и ограничиваются лишь общим указанием на то, что сведения в целом носят характер субъективного мнения автора. При этом суды не проводят детальную оценку оспариваемых сведений.
Между тем, как часто на это указывают лингвисты, что наличие маркеров субъективного мнения или оценки автоматически не делает высказывания в целом таковыми, так как в них могут содержаться проверяемые фактологические данные.
Вместе с этим, представляется, что Обзор незаслуженно оставил без внимания еще одну важную часть определения ВС РФ от 28.93.2023 № 5-КГ22-147-К2. В нем также был затронут вопрос о характере оспариваемых сведений, которые представляют общественный интерес, так как касаются вопросов качества медицинской помощи. А публикация отзывов пациентов в свободном доступе соотносится с проблемой доступности информации в сфере здравоохранения, потребности общества в обсуждении этих вопросов, включая сбор отзывов пациентов о качестве оказанной им медицинской помощи и опубликование этих сведений. И этот аспект также должны учитывать суды при соблюдении баланса различных конституционных прав и интересов при рассмотрении исков о диффамации, связанных с оспариванием отзывов о врачах.
Этот тезис подводит нас к еще одной важной проблеме, которая, к сожалению, пока остается за пределом внимания ВС РФ, да и нижестоящих судов. Сейчас массово рассматриваются иски об оспаривании отзывов, публикуемых в сети Интернет потребителями товаров, работ и услуг на различных маркетплейсах, агрегаторах, иных сервисах. Специальное регулирование здесь отсутствует, суды рассматривают иски по общим нормам о защите деловой репутации.
Но если посмотреть на проблему с позиции юридической компаративистики, то можно отметить, что в других странах и на международном уровне предусмотрена защита права потребителей на публикацию негативных отзывов. Она предусматривает, в том числе, ситуацию, когда отзыв потребителя при соблюдении определенных условий не может быть предметом судебной защиты в рамках исках о диффамации. Публикация отзывов — это также часть решения ряда потребительских проблем, связанных с раскрытием информации о товарах и услугах, когда отзывы потребителей противопоставляются вводящей в заблуждение и недобросовестной коммерческой, рекламной информации.
В этой связи возникает вопрос о необходимости модернизации подходов российских судов к рассмотрению исков, вытекающих из оспаривания отзывов потребителей. Рассмотрение любого иска о диффамации — это поиск баланса между конституционными правами разных лиц. В частности, между правом на защиту чести, достоинства и доброго имени, с одной стороны, и правом на свободу слова и свободное распространение информации, с другой.
В некоторых случаях, с учетом характера оспариваемых сведений, поиск баланса может усложняться новыми элементами: право потребителей на свободный обмен информацией о товарах и услугах, право пациентов на публикацию и свободный доступ к информации о качестве оказанной им медицинской помощи в различных медицинских организациях, т. д. С учетом сложившейся традиции российского правоприменения в сфере защиты деловой репутации такая модернизация подхода судов в рассмотрении диффамационных споров возможна и без изменения нормативно-правовой базы. Хотя конечно же в идеальной модели необходимо в первую очередь обновление норм закона.