ФНС России является лидером по цифровизации среди всех государственных органов. Одним из направлений развития налоговой системы является переход к новой модели онлайн налогового администрирования, в рамках которой налоговые сервисы, полностью интегрированные в бизнес-среду, в режиме реального времени выполняют налоговые обязательства, проверяя корректность уплаты налогов. В рамках данной статьи разберем цель реформы в части единого налогового счета (далее — ЕНС), ее проблемные моменты, новации по ЕНС, принятые в 2023 г., и другие вопросы.
ЕНС как еще один шаг в последовательной цифровизации налоговой системы
Руководитель ФНС России Даниил Егоров не раз отмечал, что цель развития налоговой системы, связанная также с развитием цифровых технологий, заключается в том, чтобы убрать издержки прохождения информации из одной точки в другую, переложить на налоговые органы все непроизводственные издержки налогоплательщика и создать систему незаметного администрирования, в рамках которой к ФНС России переходят функции налогового учета и исчисления налогов.
Введение механизма ЕНС и единого налогового платежа (далее — ЕНП) — еще один шаг навстречу данной цели. Этот механизм является продолжением последовательной политики ФНС России по алгоритмизации налоговой системы, обеспечению ее прозрачности и унификации принципов исчисления обязательных платежей.
Цель реформы ЕНС
Введение ЕНС — это не просто техническое изменение, это перестройка всей системы уплаты налогов, переход от учета обязанности по каждому конкретному налогу к учету совокупной обязанности по уплате налогов в целом по налогоплательщику. Этот процесс связан с переносом функций по распределению налогов между бюджетами с налогоплательщика на государство, а также полная автоматизация системы для исключения человеческого фактора. При этом налогоплательщику предоставляется возможность отслеживания расчетов с бюджетом в оперативном режиме.
Данной задаче сопутствовали следующие цели:
-
создание для налогоплательщиков более комфортных условий для исполнения обязанности по уплате налогов;
-
сокращение их издержек при уплате налогов;
-
упрощение календаря налогоплательщика путем введения унифицированных сроков уплаты налогов и представления отчетности;
-
обеспечение понятного и простого состояния расчетов плательщика с бюджетом через формирование единого сальдо расчетов, исключающего наличие у налогоплательщика одновременно задолженности и переплаты по разным видам налогов;
-
обеспечение экономически обоснованного расчета суммы пеней на общую сумму задолженности перед бюджетом и исключение применения налоговыми органами избыточных обеспечительных мер к плательщикам.
Вместе с тем принцип общего покрытия налогов, заложенный в механизме ЕНП, отвечает интересам государства в неменьшей степени, чем комфорту налогоплательщиков. Этот принцип служит обеспечительной мерой исполнения налоговых обязательств, является неким компромиссом между легкостью уплаты налогов, упрощением налогового контроля и возможной непредвиденностью налоговых последствий. Риски попасть в ситуацию непланируемых списаний являются ценой освобождения от бремени по разбивке налогов на отдельные платежи. Но отношение к ним может быть разным, что определяет двойственную природу механизма единого налогового счета.
С одной стороны, своевременное погашение задолженности действиями налоговых органов предохраняет денежные средства налогоплательщика от начисления пеней, избавляя его также от забот по отслеживанию задолженности перед бюджетной системой и рисков быть привлеченным к ответственности.
С другой стороны, зачисление средств для уплаты налогов общей суммой на один счет означает, что налогоплательщик делегирует налоговому органу управление своими налоговыми обязательствами, чем санкционирует списание со счета не только налоговых долгов, но и налогов, исчисленных налоговым органом на основе ошибочных данных и не относящихся к плательщику налогооблагаемых объектов.
Таким образом введение ЕНС позволяет решить сразу несколько задач: с одной стороны, упростить налоговое администрирование и порядок уплаты налогов, а с другой, обеспечить более быстрое поступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
Почему что-то пошло не так?
Переход к ЕНС, как и любая реформа, требует от всех участников переключения на новые принципы работы, а значит, дополнительных затрат времени и сил.
Кроме того, ФНС России и не скрывала, что проект достаточно масштабный; разработка системы такого уровня, затрагивающая огромное количество лиц, не могла пройти идеально.
Не стоит также забывать, что передовые цифровые технологии несут не только новые возможности, но и новые риски, которые сложно просчитать в полном объеме заблаговременно. Риски при введении новых технологий есть всегда. Все новое — это всегда риск безопасности. В финансовой сфере они особенно чувствительны, поскольку связаны с возможной потерей финансовых средств.
При этом, как отмечал председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров, работа налоговой системы требует скоординированного взаимодействия трех элементов — законодательства, налоговых органов и налогоплательщиков.
Реализация механизма ЕНС дала сбой во всех трех элементах, поскольку ни одна из сторон этого процесса не была к нему в полной мере готова.
Кроме того, регулирование механизма ЕНС было недостаточно проработано, поэтому потребовалась неоднократная донастройка системы. И хотя налоговое законодательство и раньше менялось достаточно часто, все же переход к ЕНС подразумевает более глубокие изменения. Введение единого счета — это не просто технические изменения в личном кабинете налогоплательщика. ЕНС подразумевает множественные изменения в сроках, формах отчетности. Издержки перехода на новую систему сейчас несут не только предприниматели и бухгалтеры, но и сами налоговые органы, сотрудникам которых тоже нужно перестраиваться. В бюджетной системе также меняется устоявшийся график поступления налоговых доходов.
Новации в части ЕНС в 2023 г. и их предпосылки
Все вышеуказанные недостатки привели к необходимости внесения изменений в действующее законодательство.
Так, изменение сроков уплаты налогов и установление единого срока их уплаты привело к кассовым разрывам бюджетов бюджетной системы и в конечном итоге — к необходимости введения двух сроков уплаты НДФЛ — добровольных в 2023 г. и обязательных с 2024 г., а также к введению механизма автоматического зачета сумм положительного сальдо в счет предстоящей обязанности по уплате НДФЛ и страховых взносов на следующий день после представления уведомлений.
Невозможность идентифицировать те или иные платежи в рамках ЕНП привела к необходимости исключения отдельных платежей из данной системы, например, страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности и налога на сверхприбыль.
Переход от системы платежных поручений со множеством реквизитов на систему платежек с двумя реквизитами плюс уведомления об исчисленных суммах налогов и страховых взносов не решил существующую проблему с ошибками плательщиков и невыясненными суммами налогов, поскольку плательщики все так же ошибаются, но теперь допускают ошибки в уведомлениях. Это, в свою очередь, привело к необходимости введения дополнительных контрольных соотношений и установлению случаев, когда такие уведомления считаются непредставленными полностью или частично.
Также для усиления контроля были введены контрольные соотношения для налоговых деклараций. В случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей налоговых деклараций (расчетов) контрольным соотношениям такие налоговые декларации (расчеты) учитываются при определении размера совокупной обязанности со дня вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки на основе указанных налоговых деклараций (расчетов) либо в течение десяти дней со дня окончания срока проведения камеральной налоговой проверки или со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки указанных налоговых деклараций (расчетов), если при ее проведении не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, большинство нововведений в части ЕНС в 2023 г. было связано с необходимостью исправления тех или иных проблем механизма ЕНС, выявленных в результате его реализации.
Что хотелось бы в первую очередь изменить налогоплательщикам
Весь год налогоплательщики проводили сверки с налоговым органом и в рамках этого процесса было выявлено несколько моментов, которые не позволяют такую сверку провести в полном объеме.
В настоящее время три документа регламентируют данный процесс:
-
справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, содержащая остаток на ЕНС на начало периода, поступления и списания (с указанием даты, суммы, КБК, КПП, ОКТМО, срока уплаты), конечное сальдо ЕНС;
-
справка о сальдо ЕНС, содержащая расшифровку по задолженности, пеням, процентам и штрафам только в случае наличия отрицательного сальдо;
-
акт сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве ЕНП, в котором отражается сумма начисленного налога, пеней, штрафов и процентов, поступление на ЕНС и распределение в уплату налога, сумма задолженности и переплаты.
Данный порядок, включающий несколько документов, очень трудоемок и неудобен. Поэтому возникла необходимость в разработке единой формы акта сверки расчетов, содержащей все сведения о состоянии единого налогового счета: входящее, исходящее сальдо и обороты за период с детализацией по конкретным налогам.
Кроме того, существует проблема в идентификации суммы пеней, так как вышеуказанные документы содержат только информацию о единой сумме пеней без указания:
-
суммы отрицательного сальдо, на которое начисляются пени;
-
даты образования отрицательного сальдо;
-
срока уплаты;
-
даты начала и даты окончания исчисления пеней;
-
количества дней просрочки;
-
примененной ставки банка России.
Таким образом, нет понимания, какой алгоритм расчета пеней заложен налоговым органом. Также налогоплательщику невозможно осуществить проверку обоснованности расчета пеней.
В связи с этим существует необходимость во включении в акт сверки положений о конкретизации расчета сумм пеней.
Кроме того, до настоящего времени нет полной ясности в вопросе начисления пеней.
С одной стороны, в подп. 2 п. 4 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пени начисляются в отношении суммы отрицательного сальдо ЕНС.
С другой стороны, постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 № 500 установлено, что с 1 января по 31 декабря 2023 г. включительно пени не начисляются на сумму недоимки в размере, не превышающем в соответствующий календарный день размер положительного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сборов, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, увеличенный на сумму, зачтенную в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога, сбора, страховых взносов указанного лица. Из чего можно сделать вывод, что Налоговый кодекс РФ в настоящее время предусматривает начисление пеней при наличии положительного сальдо.
Также нужно обратить внимание, что существующий в настоящее время механизм «резервирования» сумм переплаты путем представления заявления в счет предстоящих платежей тоже не так прост и имеет свои «подводные камни». В этом случае возникают вопросы о том, в каких случаях при наличии положительного сальдо ЕНС необходимо писать заявление на зачет в счет предстоящих платежей, а в каких случаях налоговая самостоятельно зачтет данные суммы в счет предстоящих платежей и как это влияет на начисление пеней.
По мнению автора, все-таки подход, при котором пени начисляются только при образовании сумм отрицательного сальдо и автоматическом зачете сумм недоимок за счет положительного сальдо без их специального резервирования больше соответствует общей идее ЕНС.
Итог
Подводя итог вышеизложенному, все же хочется завершить на позитивной ноте, поскольку автор искренне верит, что трудности, с которыми пришлось столкнуться в период становления механизма ЕНС, временны и дальнейшая доработка данного механизма приведет к заявленному упрощению администрирования и снижению издержек как налогоплательщиков, так и налоговых органов.