Правомерно ли назначение новой выездной налоговой проверки, если решение по предыдущей выездной проверке еще не вступило в силу? С этим вопросом разобрался АС Поволжского округа в постановлении от 10.10.2023 № Ф06-8471/2023 по делу № А72-13736/2022.
Суть дела
В компании с 8 июля 2020 г. по 6 июля 2021 г. была проведена выездная налоговая проверка по всем налогам за 2017—2019 гг. Решение по проверке было принято 23 мая 2022 г. До вступления этого решения в силу налоговики инициировали 16 августа 2022 г. новую выездную проверку по всем налогам за 2020—2021 гг.
Компания посчитала, что со стороны налогового органа имеется злоупотребление правом, которое выражается в нарушении принципа недопустимости избыточного и неограниченного применения мер налогового контроля и целей налогового администрирования. Решение налоговиков о проведении новой выездной проверки является незаконным и нарушающим права и законные интересы компании в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Компания подала жалобу в вышестоящий налоговый орган, но безрезультатно. Тогда она обратилась в суд с требованием о признании решения от 16 августа 2022 г. о проведении новой выездной проверки незаконным.
Решения судов
Суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении ее требований. Пунктом 5 ст. 89 НК РФ установлено, что налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
Согласно ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107 ФЗ «Об исчислении времени» календарный год — это период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью 365 либо 366 (високосный год) календарных дней. Решение от 16 августа 2022 г. о проведении выездной проверки содержит все предусмотренные ст. 89 НК РФ реквизиты, при этом проверяемый период (2020—2021 гг.) ранее выездной проверке не подвергался. Предыдущая выездная проверка проведена в период с 8 июля 2020 г. (дата начала проверки) по 6 июля 2021 г. (дата окончания проверки). Условие о запрете проведения в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года налоговиками соблюдено, поскольку оспариваемым решением выездная налоговая проверка назначена 16 августа 2022 г.
Суды отклонили доводы компании об избыточности и неограниченности по продолжительности мер налогового контроля. В соответствии с п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Период проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и оформления результатов налоговой проверки (акт, решение) не входит в срок проведения выездной проверки. Предыдущая выездная налоговая проверка (за 2017—2019 гг.) закончена 6 июля 2021 г., о чем составлена справка о проведенной проверке. Назначение новой выездной проверки в следующем календарном году 16 августа 2022 г. соответствует положениям действующего законодательства.
Суды отклонили доводы компании о том, что на дату вынесения решения о новой выездной проверке решение по предыдущей проверке еще не вступило в силу, поскольку приведенные обстоятельства не имеют правового значения при решении вопроса о назначении новой выездной проверки, они не исключают возможность вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки. Кроме того, невступление в силу решения по проведенной налоговой проверке в течение нескольких месяцев обусловлено действиями самого налогоплательщика, систематически представляющего в вышестоящий налоговый орган дополнения к апелляционной жалобе с приложением значительного объема новых документов.