В России ожидается шквал IPO

| статьи | печать

В следующем году провести первичное публичное размещение акций (IPO) на Московской бирже могут более десятка отечественных предприятий. Для сравнения: в прошлом году на этот шаг решилась лишь одна компания. Предложение формирует спрос — по мере восстановления российского рынка у частных инвесторов сформировался дополнительный запрос на интересные ценные бумаги, и новые размещения вызывают большой интерес потенциальных акционеров.

Московская биржа позитивно оценивает перспективы рынка IPO в следующем году. «Мы ждем, что будут еще сделки в этом году. И у нас очень радужные настроения с точки зрения количества сделок IPO на следующий год. Потому что запросов идет очень много», — сообщил журналистам председатель правления Московской биржи Юрий Денисов (цитата по «Интерфаксу»). По оценкам экспертов, провести первичное публичное размещение акций в будущем году могут более десяти компаний.

Спрос превышает предложение

Развитие российского рынка IPO подстегивается несколькими факторами. Для эмитентов IPO — это возможность привлечь дополнительное финансирование и повысить узнаваемость бренда. Если в 2022 г. выйти на IPO на Мосбирже решилась всего одна российская компания — оператор аренды самокатов Whoosh, то в текущем году на площадке состоялись уже семь размещений.

В то же время есть запрос рынка на новые ценные бумаги — из-за действия санкций возможности для вложений у игроков сузились. Интерес инвесторов к этому сегменту впечатляет. Первым IPO в 2023 г. стало размещение Центра генетики и репродуктивной медицины Genetico. 25 апреля 2023 г. в ходе IPO на Московской бирже компания разместила 10 млн акций и привлекла 178,8 млн руб. При этом книга заявок была переподписана в 2,5 раза.

3 июля 2023 г. на Московской бирже стартовали торги акциями ПАО «СмартТехГрупп», материнской компании финтех-сервиса CarMoney. В первый день торгов спрос на предложенный акционерами компании объем акций, эквивалентный 600 млн руб., в несколько раз превысил ожидаемые значения и был реализован за считанные минуты.

В сентябре были запущены торги акциями поставщика IT-решений ПАО «Софтлайн». И уже в конце ноября компания объявила о начале вторичного предложения акций на Мосбирже. Как пояснил СЕО ПАО «Софтлайн» Владимир Лавров, решение о необходимости проведения SPO компания приняла из-за повышенного спроса: «С самого первого дня торгов акциями ПАО “Софтлайн” на Московской бирже, где они были размещены в сентябре путем прямого листинга, то есть без привлечения дополнительного капитала, к нашему бизнесу сохраняется повышенный интерес, в том числе со стороны профессиональных участников рынка».

В октябре группа «Астра», российский разработчик ПО, в результате IPO привлекла 3,5 млрд руб., совокупный спрос в 20 раз превысил предложение. В ноябре состоялось IPO российского ретейлера мужской одежды Henderson, группы компаний «Южуралзолото» и топливной группы компаний «ЕвроТранс».

Доля частных инвесторов увеличилась вдвое

В проекте «Основных направлений развития финансового рынка РФ на 2024 г. и период 2025—2026 гг.», опубликованном Центробанком, говорится, что в текущем году рынок акций восстанавливался после существенного падения в 2022 г. Его капитализация растет и по итогам девяти месяцев 2023 г. достигла 57,7 трлн руб., что составляет около 90% от значения на конец 2021 г.

«При этом в 2022 г. происходили единичные размещения даже в условиях повышенной неопределенности. В 2023 г. наблюдается возобновление интереса к IPO как со стороны эмитентов, так и со стороны инвесторов», — констатировали авторы документа. При этом они обратили внимание, что роль участников в структуре торгов на рынке акций существенно изменилась.

С уходом иностранных инвесторов, которые играли значимую роль в этом сегменте (около 40% в объеме торгов в 2021 г.), доля розничных инвесторов в общем объеме торгов увеличилась более чем в два раза, превысив 80% в сентябре 2023 г. «Это отражается на емкости рынка, его ликвидности и волатильности. В этих условиях крупные компании были ограничены в размещениях своих акций на внутреннем рынке», — говорится в проекте.

По данным Московской биржи, число физических лиц, имеющих брокерские счета на площадке, по итогам ноября 2023 г. достигло 29,2 млн, ими открыто 50,9 млн счетов. Сделки на Московской бирже заключали 3,7 млн частных инвесторов.

Доля физлиц в объеме торгов акциями составила 76%, в объеме торгов облигациями — 33%, на спот-рынке валюты — 16%, на срочном рынке — 68%. Объем вложений частных инвесторов на рынке облигаций в ноябре составил 66,4 млрд руб., на рынке акций — 22,2 млрд руб., в БПИФы — 40,6 млрд руб.

Банк России считает, что российский финансовый рынок в целом обладает потенциалом роста в масштабах экономики, в первую очередь за счет рынка капитала, о чем в том числе свидетельствует международный опыт. Для российского рынка IPO/SPO пока характерны единичные размещения, в отличие от других стран, где они исчисляются десятками и сотнями.

Комментарий эксперта

Следует признать, что последние два года мировой рынок IPO переживает не лучшие времена, особенно в США, где компании собрали всего порядка 21 млрд инвестиционных долларов. Не в последнюю очередь на таком положении вещей сказалось повышение ставок и опасение эмитентов надвигающейся стагнации или даже рецессии. Напомню, бум в США, например, пришелся на 2021 г., когда было привлечено более 600 млрд долл.

Россия не стала исключением по охлаждению рынка публичных первичных размещений ровно по той же причине плюс ослабление рубля. В 2022 г. всего одна компания разместилась на Московской бирже (кикшеринговая компания Whoosh), сумевшая привлечь 2,1 млрд руб. В 2021 г. семь компаний вышли на торги с объемом в 8,7 млрд долл.

В текущем году рынок восстанавливается. IT-компания «Группа Астра» собрала 3,5 млрд руб. Хочу заметить, что верхняя граница размещения составила 333 руб. за акцию, а сегодня бумага стоит 467 руб. Комментарии, как говорится, излишни.

Сейчас ожидаем «Кристалл». Алкогольная группа Кристалл (АГК) — одна из самых быстро растущих алкогольных компаний в России (84% CAGR 2020—2022). Продукция компании продается по всей стране через федеральные розничные сети Магнит, Х5, Винлаб, КиБ, Лента и др. Производство расположено в Калужской области, входит в ТОП-10 производителей крепкого алкоголя в России.