Российские полиграфические предприятия столкнулись с серьезными вызовами в прошлом году — из-за санкционных ограничений возникла необходимость заново налаживать поставки оборудования, комплектующих, расходных материалов, сырья, решать проблемы с платежами. Из-за ухода работников на СВО обострился кадровый вопрос. Но так или иначе участники рынка смогли наладить производственные процессы, а некоторые — даже увеличить долю на рынке, заняв ниши, которые раньше принадлежали ушедшим с российского рынка иностранным компаниям.
Проведенный «ЭЖ» анализ данных Росстата по деятельности полиграфических предприятий говорит о стабилизации ситуации в этой сфере. Индекс производства по деятельности полиграфической и копированию информации в январе — октябре по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 100,0%. При этом в октябре 2023 г. к октябрю 2022-го этот показатель увеличился на 10,2%.
В октябре предприятия из этого сектора отгрузили товаров собственного производства и выполнили услуг на 35,8 млрд руб. Это на 12,8% больше, чем в аналогичном месяце прошлого года. Прирост за десять месяцев текущего года к январю — октябрю 2022 г. — 5%.
Объем полиграфических и связанных с печатанием услуг в октябре составил 27,4 млрд руб., что на 7% больше, чем в этом месяце год назад. Статистика за десять месяцев скромнее — +2,4%. Интересно, что самый большой прирост наблюдался в сегменте по подготовке к печати — 14,4%.
Тогда как другие услуги демонстрировали совсем скромный рост или падение. Так, стоимостной объем услуг по печатанию газет увеличился на 0,8%, по печатанию журналов и периодических изданий, выходящих реже четырех раз в неделю — сократился на 1%. Снижение также отмечается в сегменте услуг по печатанию книг, географических карт или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток (–6,3%), по печатанию этикеток и ярлыков (–1,7%).
Стоимость полиграфических услуг растет, но темпы ее роста замедляются. Индекс цен в полиграфической деятельности и копировании информации за десять месяцев текущего года увеличился на 5,4%. Для сравнения: в октябре 2022 г. к декабрю 2021 г. цены поднялись на 7,9%.
Что касается финансовых результатов деятельности, полиграфические предприятия получили в январе — сентябре текущего года прибыль на сумму 32,9 млрд руб. Доля прибыльных организаций в секторе — 74,2%. Более четверти — 25,8% — работали в убыток.
В этой связи интересно посмотреть на тенденции в сфере производства бумаги — основной материал в печати, чей дефицит, а также рост стоимости болезненно отражаются на работе предприятий полиграфической отрасли. Россия является одним из мировых лидеров по производству газетной бумаги, но объемы ее выпуска неуклонно сокращаются несколько лет подряд. Индекс производства бумаги и бумажных изделий в стране в январе — октябре по отношению к аналогичному периоду прошлого года сократился на 2,4%. Объем отгруженных товаров и выполненных работ и услуг в производстве бумаги и бумажных изделий за десять месяцев сократился на 3,4%.
Сокращение производства бумаги для печати сопровождается в той или иной степени ростом цен на отечественную и импортную бумагу. Так, с 2021 г. и по сентябрь 2023 г. стоимость 1 т офсетной бумаги отечественного производства выросла на 22%, а бумаги и картона обработанных (в эту группу входит отечественная мелованная бумага) — на 15%.
Мировая печатная индустрия растет
Реальные трудности, которые скрываются за этими цифрами, участники рынка активно обсуждают на отраслевых мероприятиях. Так, выступая на ежегодном профессиональном Форуме российских издателей «Издательский бизнес Publishing Expo», президент СППИ ГИПП, генеральный директор ИД «ИМ Медиа» Алексей Иванов отметил, что в полиграфии сохраняется большое количество проблем, связанных с ценами на бумагу, на расходные материалы, комплектующие и логистику.
Количество полиграфических предприятий — как московских, так и федеральных — сокращается. Но из плюсов можно назвать то, что все системообразующие полиграфические предприятия, несмотря на все проблемы, держатся уверенно и продолжают выполнять заказы издателей.
А. Иванов обратил внимание, что на полиграфию приходится основная часть расходов издательств, и остановился на некоторых моментах, характеризующих современное состояние печатной индустрии в России и в мире. По данным международных исследовательских организаций, которые он продемонстрировал в своей презентации, мировой издательский рынок вырос с 319,4 млрд долл. в 2022 г. до 326,5 млрд долл. в 2023 г. при среднегодовом темпе прироста 2,2%.
Рост во всем мире происходит в основном за счет цифровизации издательского бизнеса и увеличения отпускных цен. Печать по-прежнему остается ключевым элементом деятельности издателей. Более того, реклама в печатных изданиях остается важнейшим источником дохода.
Что касается российского рынка, то количество зарегистрированных СМИ за прошедшие десять лет, по данным Роскомнадзора, упало на 40%, причем число печатных изданий сократилось почти на 44%. В 2023 г., по данным Российской книжной палаты, по сравнению с прошлым годом произошло сокращение наименований реально издаваемых бумажных газет на 10%. А. Иванов назвал происходящее «контролируемой стагнацией».
Типографии переводят фокус на упаковку
Эксперты отмечают, что сокращение печатной продукции ведет к развитию полиграфического производства этикеточно-упаковочного профиля. Об этом, в частности, говорится в материалах международной выставки Printech, эксперты которой провели анализ рынка: «Стоит отметить и тренды в распределении спроса по технологиям печати. Безусловным лидером в последние годы становится офсетная печать, которая существенно усилила свои позиции в сегменте упаковки, однако потеряла их в коммерческой полиграфии».
В 2022 г. объем российского рынка полиграфической продукции был сопоставим с показателями 2021 г., когда он оценивался примерно в 540 млрд руб. В разрезе оказываемых услуг наибольшую долю составляют услуги по изготовлению упаковки (26%) и печатанию различных этикеток и ярлыков (22%). На изготовление печатной продукции (книги, газеты, журналы) приходится примерно 17%. Это объясняется снижением популярности печатных изданий из-за распространения интернета и цифровых книг.
Говоря о проблемах, в Printech отметили, что геополитические сложности и последовавшие за ними санкции, безусловно, отразились на рынке полиграфической продукции. Большая часть компонентов для ее производства (бумага, краски, картон), а также расходные и запасные части для полиграфического оборудования оказались в санкционных списках, из-за чего их поставки оказались затруднены. Более того, до сих пор не решена проблема поставки офсетных красок и запасных частей. На последних проставляется свой уникальный номер, по которому можно отследить, куда пошла деталь.
«В выигрыше оказались те компании, кто сумел запастись компонентами и деталями впрок либо оперативно сумел найти варианты поставок. Это позволило участникам рынка немного отыграть позиции у производителей товаров, которые в последние годы устроили серьезный прессинг», — констатировали эксперты Printech. В то же время в проигрыше оказались небольшие компании-заказчики, рост цен на полиграфические услуги оказался чувствительным, считают специалисты.
Прогнозы и тренды
Что ждать полиграфическому рынку до конца года и далее? Бесспорно, делать прогнозы в условиях по-прежнему высокой неопределенности сложно. Но в Printech определили несколько тенденций, которые определят ситуацию на рынке в будущие четыре — восемь месяцев.
1. Выручка производителей упаковки, вероятно, как минимум останется на текущем уровне или вырастет на 3—5%. Однако не стоит ожидать существенного роста, прежде всего из-за удорожания материалов и запасных частей для оборудования.
2. Компании, работающие с издательскими домами, могут столкнуться с падением спроса на их услуги и, соответственно, снижением выручки. Однако возможностей для демпинга у них практически нет: себестоимость печати растет, что вынуждает сокращать собственную маржинальность.
3. Будет расти доля цифровой печати. В условиях конкурентной борьбы за клиента или покупателя заказчики заинтересованы в создании яркой и заметной полиграфии: как баннеров, так и печатной продукции. Цифровая печать позволит создать яркий образ, который привлечет внимание к магазину или бренду.
4. Существует вероятность увеличения объема заказов от государства. Это объясняется необходимостью печати новых учебных пособий для школ, колледжей и вузов, а также различной документации (бланков, форм).
5. Одна из острых проблем рынка, которая проявится в перспективе, — кадровый вопрос. Начиная с 2022 г. специалисты инженерных и рабочих специальностей активно уходят в ВПК на более высокие зарплаты. Поэтому участникам рынка стоит задуматься о способах и методах сохранения квалифицированных кадров.
Услуги в сфере полиграфической деятельности и копирования носителей информации*
|
Октябрь 2023 г., млн руб. |
В % к |
Январь — октябрь 2023 г. в % к январю — октябрю 2022 г. |
|
октябрю 2022 г. |
сентябрю 2023 г. |
|
||
Услуги полиграфические и услуги, связанные с печатанием, млрд руб. |
27,4 |
107,0 |
104,8 |
102,4 |
из них: |
||||
по печатанию газет |
888 |
114,7 |
105,1 |
100,8 |
по печатанию журналов и периодических изданий, выходящих реже четырех раз в неделю |
514 |
96,6 |
101,6 |
99,0 |
по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток, млрд руб. |
2,1 |
127,2 |
118,9 |
93,7 |
по печатанию этикеток и ярлыков, млрд руб. |
6,8 |
101,4 |
106,8 |
98,3 |
по подготовке к печати |
352 |
115,8 |
104,2 |
114,4 |
* Темпы роста (снижения) рассчитаны исходя из фактических цен соответствующего периода.
Источник: Росстат