Контролируемая стагнация: полиграфические предприятия находят силы преодолевать серьезные вызовы

| статьи | печать

Российские полиграфические предприятия столкнулись с серьезными вызовами в прошлом году — из-за санкционных ограничений возникла необходимость заново налаживать поставки оборудования, комплектующих, расходных материалов, сырья, решать проблемы с платежами. Из-за ухода работников на СВО обострился кадровый вопрос. Но так или иначе участники рынка смогли наладить производственные процессы, а некоторые — даже увеличить долю на рынке, заняв ниши, которые раньше принадлежали ушедшим с российского рынка иностранным компаниям.

Проведенный «ЭЖ» анализ данных Росстата по деятельности полиграфических предприятий говорит о стабилизации ситуации в этой сфере. Индекс производства по деятельности полиграфической и копированию информации в январе — октябре по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 100,0%. При этом в октябре 2023 г. к октябрю 2022-го этот показатель увеличился на 10,2%.

В октябре предприятия из этого сектора отгрузили товаров собственного производства и выполнили услуг на 35,8 млрд руб. Это на 12,8% больше, чем в аналогичном месяце прошлого года. Прирост за десять месяцев текущего года к январю — октябрю 2022 г. — 5%.

Объем полиграфических и связанных с печатанием услуг в октябре составил 27,4 млрд руб., что на 7% больше, чем в этом месяце год назад. Статистика за десять месяцев скромнее — +2,4%. Интересно, что самый большой прирост наблюдался в сегменте по подготовке к печати — 14,4%.

Тогда как другие услуги демонстрировали совсем скромный рост или падение. Так, стоимостной объем услуг по печатанию газет увеличился на 0,8%, по печатанию журналов и периодических изданий, выходящих реже четырех раз в неделю — сократился на 1%. Снижение также отмечается в сегменте услуг по печатанию книг, географических карт или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток (–6,3%), по печатанию этикеток и ярлыков (–1,7%).

Стоимость полиграфических услуг растет, но темпы ее роста замедляются. Индекс цен в полиграфической деятельности и копировании информации за десять месяцев текущего года увеличился на 5,4%. Для сравнения: в октябре 2022 г. к декабрю 2021 г. цены поднялись на 7,9%.

Что касается финансовых результатов деятельности, полиграфические предприятия получили в январе — сентябре текущего года прибыль на сумму 32,9 млрд руб. Доля прибыльных организаций в секторе — 74,2%. Более четверти — 25,8% — работали в убыток.

В этой связи интересно посмотреть на тенденции в сфере производства бумаги — основной материал в печати, чей дефицит, а также рост стоимости болезненно отражаются на работе предприятий полиграфической отрасли. Россия является одним из мировых лидеров по производству газетной бумаги, но объемы ее выпуска неуклонно сокращаются несколько лет подряд. Индекс производства бумаги и бумажных изделий в стране в январе — октябре по отношению к аналогичному периоду прошлого года сократился на 2,4%. Объем отгруженных товаров и выполненных работ и услуг в производстве бумаги и бумажных изделий за десять месяцев сократился на 3,4%.

Сокращение производства бумаги для печати сопровождается в той или иной степени ростом цен на отечественную и импортную бумагу. Так, с 2021 г. и по сентябрь 2023 г. стоимость 1 т офсетной бумаги отечественного производства выросла на 22%, а бумаги и картона обработанных (в эту группу входит отечественная мелованная бумага) — на 15%.

Мировая печатная индустрия растет

Реальные трудности, которые скрываются за этими цифрами, участники рынка активно обсуждают на отраслевых мероприятиях. Так, выступая на ежегодном профессиональном Форуме российских издателей «Издательский бизнес Publishing Expo», президент СППИ ГИПП, генеральный директор ИД «ИМ Медиа» Алексей Иванов отметил, что в полиграфии сохраняется большое количество проблем, связанных с ценами на бумагу, на расходные материалы, комплектующие и логистику.

Количество полиграфических предприятий — как московских, так и федеральных — сокращается. Но из плюсов можно назвать то, что все системообразующие полиграфические предприятия, несмотря на все проблемы, держатся уверенно и продолжают выполнять заказы издателей.

А. Иванов обратил внимание, что на полиграфию приходится основная часть расходов издательств, и остановился на некоторых моментах, характеризующих современное состояние печатной индустрии в России и в мире. По данным международных исследовательских организаций, которые он продемонстрировал в своей презентации, мировой издательский рынок вырос с 319,4 млрд долл. в 2022 г. до 326,5 млрд долл. в 2023 г. при среднегодовом темпе прироста 2,2%.

Рост во всем мире происходит в основном за счет цифровизации издательского бизнеса и увеличения отпускных цен. Печать по-прежнему остается ключевым элементом деятельности издателей. Более того, реклама в печатных изданиях остается важнейшим источником дохода.

Что касается российского рынка, то количество зарегистрированных СМИ за прошедшие десять лет, по данным Роскомнадзора, упало на 40%, причем число печатных изданий сократилось почти на 44%. В 2023 г., по данным Российской книжной палаты, по сравнению с прошлым годом произошло сокращение наименований реально издаваемых бумажных газет на 10%. А. Иванов назвал происходящее «контролируемой стагнацией».

Типографии переводят фокус на упаковку

Эксперты отмечают, что сокращение печатной продукции ведет к развитию полиграфического производства этикеточно-упаковочного профиля. Об этом, в частности, говорится в материалах международной выставки Printech, эксперты которой провели анализ рынка: «Стоит отметить и тренды в распределении спроса по технологиям печати. Безусловным лидером в последние годы становится офсетная печать, которая существенно усилила свои позиции в сегменте упаковки, однако потеряла их в коммерческой полиграфии».

В 2022 г. объем российского рынка полиграфической продукции был сопоставим с показателями 2021 г., когда он оценивался примерно в 540 млрд руб. В разрезе оказываемых услуг наибольшую долю составляют услуги по изготовлению упаковки (26%) и печатанию различных этикеток и ярлыков (22%). На изготовление печатной продукции (книги, газеты, журналы) приходится примерно 17%. Это объясняется снижением популярности печатных изданий из-за распространения интернета и цифровых книг.

Говоря о проблемах, в Printech отметили, что геополитические сложности и последовавшие за ними санкции, безусловно, отразились на рынке полиграфической продукции. Большая часть компонентов для ее производства (бумага, краски, картон), а также расходные и запасные части для полиграфического оборудования оказались в санкционных списках, из-за чего их поставки оказались затруднены. Более того, до сих пор не решена проблема поставки офсетных красок и запасных частей. На последних проставляется свой уникальный номер, по которому можно отследить, куда пошла деталь.

«В выигрыше оказались те компании, кто сумел запастись компонентами и деталями впрок либо оперативно сумел найти варианты поставок. Это позволило участникам рынка немного отыграть позиции у производителей товаров, которые в последние годы устроили серьезный прессинг», — констатировали эксперты Printech. В то же время в проигрыше оказались небольшие компании-заказчики, рост цен на полиграфические услуги оказался чувствительным, считают специалисты.

Прогнозы и тренды

Что ждать полиграфическому рынку до конца года и далее? Бесспорно, делать прогнозы в условиях по-прежнему высокой неопределенности сложно. Но в Printech определили несколько тенденций, которые определят ситуацию на рынке в будущие четыре — восемь месяцев.

1. Выручка производителей упаковки, вероятно, как минимум останется на текущем уровне или вырастет на 3—5%. Однако не стоит ожидать существенного роста, прежде всего из-за удорожания материалов и запасных частей для оборудования.

2. Компании, работающие с издательскими домами, могут столкнуться с падением спроса на их услуги и, соответственно, снижением выручки. Однако возможностей для демпинга у них практически нет: себестоимость печати растет, что вынуждает сокращать собственную маржинальность.

3. Будет расти доля цифровой печати. В условиях конкурентной борьбы за клиента или покупателя заказчики заинтересованы в создании яркой и заметной полиграфии: как баннеров, так и печатной продукции. Цифровая печать позволит создать яркий образ, который привлечет внимание к магазину или бренду.

4. Существует вероятность увеличения объема заказов от государства. Это объясняется необходимостью печати новых учебных пособий для школ, колледжей и вузов, а также различной документации (бланков, форм).

5. Одна из острых проблем рынка, которая проявится в перспективе, — кадровый вопрос. Начиная с 2022 г. специалисты инженерных и рабочих специальностей активно уходят в ВПК на более высокие зарплаты. Поэтому участникам рынка стоит задуматься о способах и методах сохранения квалифицированных кадров.

 

Услуги в сфере полиграфической деятельности и копирования носителей информации*

 

Октябрь 2023 г., млн руб.

В % к

Январь — 

октябрь 2023 г. 

в % к январю — октябрю 2022 г.

октябрю 2022 г.

сентябрю 2023 г.

 

Услуги полиграфические и услуги, связанные с печатанием, млрд руб.

27,4

107,0

104,8

102,4

из них:

по печатанию газет

888

114,7

105,1

100,8

по печатанию журналов и периодических изданий, выходящих реже четырех раз в неделю

514

96,6

101,6

99,0

по печатанию книг, географических карт, гидрографических или аналогичных карт всех видов, репродукций, чертежей и фотографий, открыток, млрд руб.

2,1

127,2

118,9

93,7

по печатанию этикеток и ярлыков, млрд руб.

6,8

101,4

106,8

98,3

по подготовке к печати

352

115,8

104,2

114,4

* Темпы роста (снижения) рассчитаны исходя из фактических цен соответствующего периода.

Источник: Росстат

Комментарий эксперта

Какие проблемы вам приходилось решать в текущем году и насколько предприятие адаптировалось к жизни в условиях ограничений?

О комплектующих

Мы одна из немногих в России типографий, которая печатает на латексных принтерах. Американская HP — лидер на рынке латексной печати. На нашей площадке установлены промышленные цифровые печатные принтеры HP Latex, на которых мы производим рекламные и операционные материалы для «Додо Пиццы», «Бургер Кинга», КФС, «Теремка», Яндекса и других брендов. В какой-то момент мы оказались в ситуации, когда 80% нашего оборудования просто не могло работать из-за ухода HP с российского рынка — официальные поставки оригинальных чернил прекратились, а аналогов рынок пока не изобрел. Мы лишились запчастей и комплектующих (оригинальных чернил и печатных голов), а также авторизованной сервисной поддержки, в том числе гарантийной.

О ценах и адаптации

Оригинальные расходные материалы для машин западных брендов стало закупать сложнее. Сказывается уход западных компаний, проблемы с логистикой и панические настроения рынка, когда каждая компания хочет закупиться как можно большим количеством комплектующих. Цены выросли из-за курса и потому, что параллельный импорт не может работать без дополнительной наценки. Плюс к этому — сейчас мы платим за поставку вперед и ждем шесть — восемь недель, то есть замораживаем деньги, у которых тоже есть стоимость. Однако рынок нашел выход и обеспечивает регулярные поставки. Как в поговорке: свято место пусто не бывает. Мы уверены в своих силах и рассчитываем нарастить долю на рынке за счет закрывшихся типографий и сетевых агентств, которые обеспечивали рекламный продакшн крупным международным брендам.

Поставщики и дефициты

В 2022 г. рынок столкнулся с дефицитом сырья, некоторые типографии либо заморозили свои производства, либо начали искать замену оборудования у других поставщиков. Разумеется, и мы обновили список поставщиков, но это скорее дань процессу — периодически обновлять список, — чем острая необходимость.

О клиентах

В 2022 г. мы не потеряли ни одного клиента, напротив, подписали контракты с крупными компаниями, которые до этого сотрудничали с международными агентствами, ушедшими из России. А в 2023 г. мы идем с опережением плана по выручке.

Об ассортименте

Наш ассортимент не сократился. Где-то мы поменяли сырье, где-то изменили цепочку поставок, но в целом мы продолжаем поставлять ту же качественную продукцию, что и раньше.

Эксперты «Первой Образцовой типографии»

Современная российская полиграфия является импортозависимой отраслью, практически все оборудование и расходные материалы, за исключением, возможно, бумаги и картона, производство которых в последнее время в значительной степени локализовано, являются продукцией зарубежных — европейских и американских — компаний.

С конца февраля 2022 г. начался процесс ухода с рынка иностранных компаний, что осложнило процесс производства книжной продукции (это основа нашего продуктового ассортимента). Первыми об уходе с российского рынка заявили поставщики цифрового печатного оборудования и материалов, поэтому наиболее пострадавшим от санкционного давления является сегмент цифровой печати (типографии малых тиражей).

С введением в апреле 2022 г. пятого пакета санкций ограничения были наложены на производителей оборудования и материалов для полиграфической отрасли.

Что касается расходников — красок, клеев, пластин и т.п. — наши поставщики стали искать варианты обеспечения отрасли путем усложнения логистических цепочек для поставок красок и клеев европейских производителей, а также путем замещения европейских материалов на материалы азиатских производителей, что, безусловно, приводит к их удорожанию и, соответственно, росту себестоимости книжного производства. Некоторые виды клея подорожали к сентябрю 2022 г. почти в два раза, ролевые краски на 250%. Отделочные материалы европейских производителей замещены турецкими, произошло некоторое упрощение отделки, но не критичное, не заметное глазу читателей.

В целом предприятия АО «Первая Образцовая типография» — «Ульяновский Дом печати», «Чеховский Печатный Двор» и «Дом печати — ­ВЯТКА» — в тесном сотрудничестве с ведущими поставщиками довольно оперативно адаптировались к санкционным ограничениям, подобрали соответствующие стандартам существующего оборудования краски и другие расходные материалы и продолжают выполнять заказы издательств и других частных и корпоративных клиентов.

Что касается ситуации с печатным и переплетным, отделочным оборудованием. Для обеспечения его функционирования некоторые зарубежные производители, даже уйдя с российского рынка, оставили сервисные команды. Были созданы российские компании, осуществляющие сервис и консультативную поддержку (Koenig & Bauer, Heidelberg и др.). Вопрос поставок запчастей и электронных компонентов на весь спектр используемого нами и в целом в отрасли оборудования — самый сложный, многие производители оборудования жестко запрещают поставки в Россию своим дилерам по всему миру и в СНГ.

Как отмечалось выше, существуют проблемы в сегменте цифровой печати малых тиражей, обеспечении поставок запчастей к зарубежному полиграфическому оборудованию.

Резюмируем: изменения в цепочках поставок расходных материалов при одновременном росте цен на них, а также рост цен на бумагу (пока не превышающий мировые показатели) привели к росту себестоимости книжной продукции.

Какая помощь и поддержка со стороны государства сейчас нужна?

С конца сентября 2022 г. обострился кадровый вопрос в связи с мобилизацией и уходом на службу на СВО сотрудников отрасли, а также в связи с перетеканием квалифицированных кадров на предприятия ВПК, где уровень заработных плат выше, и с ним не могут конкурировать полиграфические предприятия.

Также резко увеличились ставки на кредитные средства, что тоже отражается на себестоимости производства.

В целом наблюдается постепенное сжатие книжного рынка (по количеству заказов и их тиражности), что влечет за собой некоторое снижение загрузки производственных мощностей типографий.

Мы считаем наиболее востребованной сейчас мерой государственной поддержки субсидированные кредитные линии на приобретение основного производственного оборудования и финансирование оборотных средств, в том числе через механизмы Фонда развития производства (федеральные и региональные).