Объединение искусственного интеллекта и опыта — залог развития юридической отрасли

| статьи | печать

В рамках одного из треков мероприятия «Юридический бизнес-форум: лидеры и новая реальность» главы юридических департаментов рассуждали на тему интеграции искусственного интеллекта (ИИ) в правовую деятельность, дискутировали, несет ли активное развитие ИИ угрозу юридической функции или же его внедрение облегчит юристам процесс работы. Алексей Кузнецов, к.ю.н., доцент, управляющий партнер ЮК «Деловой Дом», побеседовал со спикером Форума — Мариной Басовой, руководителем практики претензионно-судебной работы ООО «Сибур», преподавателем ВШЭ и Moscow Digital School, о принципах использования ИТ-решений в работе у них в компании, и останется ли при такой интеграции место первичной юридической функции в департаменте.

Алексей: Ученые разделились на два лагеря: одни считают, что ИИ приведет к апокалипсису, поработит человечество. Другие же считают ИИ безусловным благом. Марина, как вы относитесь к развитию ИИ и его влиянию на разные сферы жизни, в том числе на юриспруденцию?

Марина: Мне кажется, что истина, как обычно, посередине. Возможно для кого-то внедрение ИИ будет, действительно, означать потерю работы. Внедрение ИИ — это повод очень хорошо задуматься тем, кто выполняет рутинные, стандартные операции (а в юриспруденции таких достаточно много), над траекторией дальнейшего развития, насколько компетенций достаточно для современных вызовов, насколько человек умнее машин. 

Поэтому, если нет запроса на развитие, то, возможно действительно стоит сменить профессию? Но, как правило, юристы — люди амбициозные, и хотят решать сложные и креативные задачи. А с ними ИИ пока справляться не умеет.

Поэтому мне кажется, что талантливые юристы будут востребованы всегда, и действительно качественные, квалифицированные кадры без работы не останутся даже в цифровую эпоху.

Алексей: Марина, как вы думаете, в какой сфере юридической деятельности ИИ может применяться эффективнее всего? И как он применяется в вашей компании? 

Марина: Начну, наверное, со своей сферы — претензионно-исковой работы. В СИБУР подавляющее большинство претензий выставляется роботами, как и большинство простейших процессуальных ходатайств в суд и судебным приставам. Кроме того, сейчас мы активно работаем над тем, чтобы начать формировать простейшие исковые заявления без участия человека.

Робот умеет «видеть» и находить нарушения, формировать претензию, подписывать ее, отправлять по электронной почте контрагенту и даже сохранять скан на сетевом ресурсе. То есть все то, что раньше делал один, а точнее несколько сотрудников, теперь делает один робот, который работает 24/7, никогда не болеет и не ходит в отпуск, в т.ч. в декретный. 

К сожалению, есть проблема в том, что на рынке IT-услуг практически нет компаний, предлагающих не готовые, а кастомизированные решения под потребности конкретного клиента, даже за больше деньги. Те решения, которые есть на рынке, нас не устроили, поэтому нам пришлось искать и находить решения самостоятельно. Так в Юридической поддержке СИБУР появилось отдельное направление digital, где мы силами юристов, которые увлекаются программированием, фактически сами разрабатываем ИТ-решения и пишут роботов под свои бизнес-задачи. 

Тут главное не терять оптимизма и не забывать, что внедрение ИИ достаточно длительный процесс, ожидать, что все получится быстро и сразу не стоит. Но в конечном итоге нас все равно ждет победа, мы точно избавимся от рутинных операций, и наши юристы, которые вчера занимались стандартными претензиями и судами смогут заниматься задачами совершенно иного, более высокого уровня. Кроме того, мы уже видим и экономический эффект от автоматизации. 

Раньше, до внедрения роботов СИБУР выставлял примерно 500 млн. руб. претензий в год, теперь же эта сумма составляет порядка 2 млрд. руб. Возросла скорость выставления претензий, их оборачиваемость, как и платежная дисциплина наших контрагентов. Если учесть, сколько стоило компании внедрение роботов (всего 400 тыс., даже не миллионов, рублей) — ИТ-решение окупилось стократно. 

Алексей: Марина, а как бы вы отнеслись к тому, что ИИ использовался при отправлении правосудия? 

Марина: Простейшие судебные дела с наработанной судебной практикой — почему нет? По факту судьи уже давно сами не печатают такие решения. Это давно делают помощники или секретари по заранее заготовленным шаблонам. Естественно, в сложных делах внедрить ИИ сложнее, в них пока еще очень много и эмоциональной составляющей, которой ИИ (во всяком случае пока) не может дать оценку. 

Пока в ряде категорий дел (споры о деловой репутации, об убытках, строительные споры, международный коммерческий арбитраж) и на стороне суда, и на стороне представителей, на мой взгляд, возможно участие только людей. К таким сложным категориям дел часто даже онлайн-заседания не подходят, настолько в них важен человеческий контакт и возможность донести до суда свою позицию и считать реакцию на тот или иной аргумент или доказательство. Но это не более 10-15% всех дел, а вот остальные 85-90% дел (взыскание дебиторской задолженности либо неустойки/штрафа по договору) как раз идеально подходят для ИИ. Так мы и судей разгрузим и сделаем правосудие действительно беспристрастным и независимым. 

Алексей: Как вы думаете, сколько нам — судебным юристам — осталось работать? Учитывая то, что в правовой департамент ООО «Сибур» уже интегрирован ИИ. 

Марина: Мне кажется, что талантливые судебные юристы будут востребованы вечно!  Вечно развиваться и искать сферы для своего применения. Для того, чтобы не стоять на месте, нужно постоянно бежать — это как никогда актуально для судебных юристов. Не воспринимайте ИИ как зло. Дерзайте, проявляйте креативность, смотрите в сторону Legal design и Legal tech, занимайтесь теми же роботами, и ваша востребованность и монетизация на рынке вырастет в разы.