В постановлении от 07.11.2023 № Ф08-10803/2023 по делу № А32-62730/2022 АС Северо-Кавказского округа пришел к выводу, что матпомощь при пожаре выплачивается по правилам, разработанным самим работодателем, с предоставлением документов, удовлетворяющих работодателя.
Суть дела
В принадлежащем работнику доме произошел пожар. Работник обратился к работодателю с заявлением о предоставлении материальной помощи. В качестве подтверждающих пожар документов он представил письмо МЧС России, в котором говорится, что произошел пожар, и свидетельство о праве собственности.
Работодатель выплатил работнику материальную помощь, и не стал начислять на нее страховые взносы. Обнаружив данный факт при проведении проверки территориальный орган ФСС России доначислил компании взносы на травматизм, пени и штраф. Причиной послужило то, что в ходе проверки не представлены документы от компетентных органов, подтверждающие факт нанесения вреда имуществу работника вследствие пожара (размер материальных потерь), а также документы, подтверждающие проживание работника на дату пожара по указанному адресу. В письме МЧС России отсутствуют сведения о причинах возгорания для подтверждения стихийной природы события (пожара).
Не согласившись с доначислениями, компания обратилась в суд.
Решения судов
Суды трех инстанций встали на сторону компании. Они указали, что в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» полностью не облагаются страховыми взносами суммы материальной помощи, оказанные физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения причиненного материального ущерба или вреда их здоровью.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, в частности, оказываемой плательщиками физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью. Ограничений в отношении размеров сумм вышеуказанной единовременной материальной помощи, освобождаемых от обложения страховыми взносами, ст. 422 НК РФ не содержит.
Суды отметили, что правовая природа выплат в рамках социальных взаимоотношений является специальным видом выплаты, связанной исключительно с возможностями работодателя. Именно в этой связи данные выплаты не поименованы в качестве гарантированных выплат ни в трудовом, ни в страховом законодательстве, не установлены в каком-либо нормативно-правовом акте и не являются объектом обложения страховыми взносами (постановление АС Поволжского округа от 13.10.2017 № А06-1006/2017).
Такие выплаты являются выплатами социального характера, не имеют стимулирующего характера, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов (решение АС Кемеровской области от 11.07.2017 № А27-7607/2017, постановление АС Северо-Западного округа от 03.10.2017 № А66-1707/2017).
Материальная помощь в целях возмещения физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством выплачивается исключительно по решению работодателя из собственных средств, по правилам, разработанным самим работодателем, с предоставлением документов, удовлетворяющих работодателя, не связана с трудовыми функциями работника, не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.