Трудный набор высоты. Как восстанавливается пассажирская авиация

| статьи | печать

Специалисты Банка России констатируют, что в 2023 г. объем пассажирских авиаперевозок в России восстанавливался после его значительного сокращения в 2022 г. из-за санкционных ограничений. Положительная динамика в отрасли сложилась за счет расширения географии полетов и развития внутреннего туризма. При этом выкуп самолетов у иностранных лизингодателей и развитие импортозамещающих производств способствовали сохранению авиапарка. С весны 2023 г. восстановление отрасли замедлилось, в том числе из-за повышения стоимости билетов. Это аналитики регулятора связывают с переносом в цены возросших издержек предприятий на топливо и запчасти. В сентябре темпы роста пассажиропотока незначительно снизились.

В новом докладе о региональной экономике эксперты Банка России отмечают, что авиационная отрасль на протяжении последних четырех лет находится в «зоне турбулентности». В период пандемии COVID-19 из-за локдаунов и снижения доходов населения резко упал спрос на авиаперевозки. По мере улучшения эпидемической ситуации он постепенно восстанавливался и к началу 2022 г. в целом вышел на доковидные уровни. Однако с марта 2022 г. был введен ряд санкционных ограничений, которые существенно повлияли как на перевозки, так и на авиапарк и возможности его пополнения.

Под запрет попали поставки зарубежных самолетов и запчастей к ним, а также их техническое обслуживание и страхование. Иностранных лизингодателей обязали забрать у российских перевозчиков предоставленные в аренду лайнеры. Кроме того, было приостановлено действие иностранных сертификатов летной годности для самолетов, эксплуатирующихся российскими компаниями.

Также для российских перевозчиков было закрыто воздушное пространство Евросоюза и части стран Северной Америки. Помимо этого, на территории России было закрыто большинство южных аэропортов, на долю которых приходилась пятая часть пассажиропотока. В результате в мае 2022 г. авиаперевозки с поправкой на сезонность (SA) в целом снизились на треть к уровню IV квартала 2021 г., в том числе международные — почти на две трети.

Эти ключевые факторы определяли функционирование отрасли в 2022—2023 гг. Преодоление возникших проблем потребовало структурной перестройки отрасли как в части географии авиаперевозок, так и в части авиапарка, отмечают аналитики регулятора.

Состояние авиапарка

В отношении авиапарка они указывают, что для его сохранения с весны 2022 г. воздушные суда, эксплуатируемые российскими авиакомпаниями, начали постепенно выводить из иностранных реестров и выкупать у зарубежных лизингодателей. Текущий авиапарк российских компаний насчитывает более тысячи судов, почти три четверти которых — магистральные. В совокупности они способны перевозить 120—130 млн пассажиров в год. Парк самолетов представлен в основном иностранными судами. Активно развивается импортозамещение запчастей к ним.

«К примеру, машиностроительный завод Приволжья наладил производство крепежных элементов для самолетов, а крупные предприятия Центральной России приступили к поставкам тормозных дисков и разработке авиационных шин для отечественных авиакомпаний. В целом действующий парк иностранных самолетов достаточно молодой (около 15 лет). В дальнейшем парк будет наращиваться за счет выпуска отечественных самолетов», — рассказывают авторы обзора.

Они напоминают, что, согласно комплексной программе развития авиационной отрасли России, до 2030 г. планируется выпустить более 500 магистральных самолетов. В результате к концу периода их выпуск превысит исторический максимум. Производство будет сконцентрировано на средне- (МС-21-310РУС, Ту-214) и ближнемагистральных (SuperJet-100) самолетах. В сентябре одна из крупных авиакомпаний России заключила контракт на лизинг в сумме более 50 самолетов МС-21-310РУС и SuperJet-100.

В России в рамках реализации стратегии импортозамещения развиваются технологии и разрабатываются двигатели, крыло, авионика. По оценкам представителей отрасли, в 2024—2025 гг. будут сертифицированы среднемагистральный МС-21-310РУС и ближнемагистральный SuperJet-100. Каждый из них обладает конкурентными характеристиками по вместимости, массе, дальности полетов в своем классе и топливной экономичности. Производство этих самолетов будет максимально локализовано в России, на них будут установлены двигатели, авиакомпоненты и авионика российского производства. В результате растет спрос авиационной промышленности на труд. Наиболее востребованы инженеры, сборщики, технические специалисты, констатируют эксперты Центробанка.

Авиаперевозки

По их данным, за девять месяцев 2023 г. пассажиропоток регулярного воздушного транспорта вырос на 14% в годовом выражении. В условиях санкционных ограничений авиакомпании стали расширять географию полетов. Из-за закрытия части воздушного пространства выросла их дальность и, как следствие, издержки предприятий. Так, время полета из Москвы в Краснодарский край увеличилось в среднем в два раза. У одной из крупных авиакомпаний России в 2022 г. средняя дальность рейса за год выросла более чем на 10%, в том числе на внутренних линиях — почти на 16%.

Эксперты ЦБ отмечают, что восстановлению пассажиропотока во внутреннем сообщении способствовали как развитие внутреннего туризма, так и действие программы субсидирования региональных рейсов в обход столицы. В результате увеличилась роль аэро­портов на Юге и Дальнем Востоке с точки зрения туризма, а также на Урале и в Сибири — как транзитных пунктов. Так, из Новосибирска были открыты новые рейсы, например в Махачкалу и Грозный. Из Санкт-Петербурга в 2023 г. запущены рейсы в Горно-Алтайск, Читу и Владивосток. В результате доля внутренних авиарейсов в обход Москвы впервые превысила 50%.

Во внешнем сообщении наиболее активно стали развиваться маршруты в страны Азии, Африки, Ближнего Востока. В текущих условиях они не только выступают как туристические локации, но и выполняют роль транзитных пунктов на другие направления. Наиболее сильно выросли полеты в страны Азии.

«С весны 2023 г. восстановление авиаперевозок замедлилось, в сентябре — приостановилось. В сентябре 2023 г. суммарный регулярный пассажиропоток оставался примерно на 11% ниже уровня IV квартала 2021 г. (SA). Начавшееся с лета увеличение стоимости авиаперевозок, связанное с удорожанием топлива, сдерживает восстановительный рост в отрасли», — констатируют аналитики Банка России.

Цены взлетели

Эксперты регулятора указывают, что в октябре 2023 г. полет в салоне экономкласса подорожал примерно на 40% к прошлому году, это внесло около 0,7 п.п. в прирост цен на услуги и около 0,2 п.п. — в увеличение потребительских цен в целом. Наибольшее повышение цен отмечалось на Юге и Северо-Западе России, а также в Сибири. При этом благодаря субсидированию авиаперевозок на Дальнем Востоке стоимость авиабилетов в октябре выросла всего на 10,3% к прошлому году.

На динамику цен авиаперелетов существенно влияло увеличение издержек перевозчиков. Так, расходы одной крупной авиакомпании на топливо выросли за девять месяцев 2023 г. в среднем на четверть, а на обслуживание авиапарка — в полтора раза. Суммарно это обеспечило увеличение себестоимости полета более чем на 30%. Кроме того, в условиях восстановления спроса компании стали постепенно переносить в цены издержки прошлых лет. В целом, по оценкам экспертов отрасли, в последние годы темпы удорожания авиабилетов значительно отставали от темпов роста издержек авиакомпаний. С одной стороны, этому способствовало наличие запасов запчастей у предприятий и действие демпфера на авиационный керосин, с другой — значимое государственное финансирование отрасли в 2022 г. Однако с начала весенне-летнего периода 2023 г., в том числе в условиях возросшего спроса, предприятия начали активнее переносить возросшие издержки в цены.

«Некоторое повышательное давление на цены может оказать сокращение бюджетных субсидий авиаперевозчикам. В то же время завершение переноса издержек в стоимость билетов и эффект высокой базы сравнения будут сдерживать рост цен», — считают эксперты Банка России.

В заключение они резюмируют, что в 2023 г. авиакомпании активно увеличивали флот, доступный для международных авиаперевозок, за счет выкупа судов у иностранных лизингодателей и перевода их из иностранных реестров. Запуск новых маршрутов и развитие внутреннего туризма способствовали росту спроса и восстановлению объема авиаперевозок. При этом возросшие издержки авиакомпаний, в том числе из-за необходимости импортозамещения запчастей, а также уменьшение масштабов субсидирования отрасли значимо повлияли на рост цен авиабилетов. По мере исчерпания этих факторов он будет постепенно замедляться, прогнозируют авторы обзора.

 

Регулярные пассажирские авиаперевозки, % к IV кварталу 2021 г., SA

Направления

Динамика

Внутренние

–10,5

международные

–12,6

Всего

–10,9

 

Регулярный авиапассажирооборот, % к IV кварталу 2021 г., SA

Направления

Динамика

Внутренний

0,3

международный

–13,3

Всего

–3,9

 

Стоимость авиаперелета и авиационного керосина, % к декабрю 2021 г.

Показатель

Динамика

Индекс авиакеросина, руб./т

+39,9

Полеты в экономклассе (на 1000 км), SA

+38,1

Источник: Банк России