Масштабирование бизнеса в кризис: выход или утопия

| статьи | печать

Сейчас большинство представителей российского бизнеса продолжают переживать непростые времена. 2023 год запомнится ростом ключевой ставки до 16% и дорогими кредитами, курсом доллара свыше 100 рублей, перебоями логистике и сдвигом международного партнерства в сторону Азии. Период турбулентности, через который сейчас проходит отечественная экономика, под силу преодолеть только устойчивым компаниям. Но это не повод для пессимистичных прогнозов, считает Олег Соловьев - политолог, антикризисный и арбитражный управляющий, независимый эксперт по вопросам экономики и управления, с опытом работы в сфере экономики, бизнеса и права более 10 лет.  В мировой экономике есть масса примеров взлета именно после падения, и сейчас у российских предпринимателей есть достаточно возможностей обернуть уход из России многих зарубежных вендоров в свою пользу. 

Громкие примеры масштабирования бизнеса в кризис

Величайший британец в истории по версии опроса граждан туманного Альбиона, проведенного в 2022 году компанией «BBC», сэр Уинстон Черчилль считал, что: «Любой кризис – это новые возможности.» За время его парламентской деятельности, а также за время правления сэром Черчиллем страной, мир пережил: кризис перепроизводства, Великую депрессию и Вторую мировую войну. Несмотря на различные причины возникновения экономических кризисов, все их роднит цикличная неизбежность наступления падения экономической активности, а также основные фазы кризиса: рецессия, дно и рост. Примечательно, что сам термин «рецессия» пришел в мировую экономику из США конца тридцатых годов прошлого столетия, фактически после прохождения мировой экономикой дна Великой депрессии, на этапе роста. Акторы экономических отношений тех лет договорились не применять более термин «депрессия» в экономике, заменив его менее панической и страшной "рецессией", которая в свою очередь уступила место в современной экономической науке таким определениям начала кризиса как: «замедление», «спад», и т.д. 

В мире существует масса примеров различных успешных компаний, выросших в кризис: «Пепси», «Панасоник», «Перекресток», «Лего», «Бургер Кинг», «Проктер энд Гэмбл», «3M», «Федэкс», «Пума», «Адидас», «Старбакс», «Магнит», «Грюндик», «Алиэкспресс», «Амазон». «Пока вы гонитесь за прибылью, я пользуюсь возможностями», – данное высказывание принадлежит основателю Амазон, Джеффу Безосу, который масштабировал свой бизнес во время пандемии коронавируса и карантинных ограничений. Рост спроса на товары с доставкой Безос использовал как основной фактор масштабирования, наняв в кризис десятки тысяч новых сотрудников и расширяя производственные мощности. В результате всего лишь за год продажи этого маркетплейса выросли на 50%, а прибыль компании увеличилась более чем в два раза. 

Компания «Лего» зародилась во времена Великой депрессии в стагнирующей Дании. Оле Кирк Кристиансен, основатель «Лего», начал с производства деревянной мебели. Осознав, что выбрал неверную нишу, Оле стал производить деревянные детские игрушки, на которых датчане не экономили даже в кризис. Это сработало, и уже в 1947 году предприниматель приобрел, одновременно с пластиковым заводом, патент на разработку и производство пластиковых кубиков, скрепляемых между собой определенным образом и известных теперь детям по всему миру. 

Примерно в это же время на соседнем континенте производитель мыла и моющих средств «Проктер энд Гэмбл» столкнулся с обвалом в кризис потребительского спроса на свои продукты. Не поддавшись панике, которой был охвачен весь американский рынок тех лет, производитель вложил дополнительные средства в маркетинг, новые каналы продвижения своих товаров, применив новаторские меры формирования спроса и стимулирования сбыта, задействовав радиотрансляции, а позднее и телесериалы, в которых обильно намыливали головы американцев своей рекламой. Так были созданы «мыльные оперы», позднее дошедшее и до российской аудитории. 

Говорят, что панический рост цен 1923 года в США на бакалею, в том числе на сахар привел к банкротству компании Пепси, принадлежащей тогда известному фармацевту Калебу Брэдхэму. После закрытия компании фирменный рецепт напитка и товарный знак Пепси в самый разгар Великой депрессии приобрел неизвестный предприниматель Чарльз Гут. Новый владелец Пепси сделал ставку на рекламу дешевизны и экономии для покупателей. Отныне бутылка газировки Пепси емкостью 12 унций стоила 5 центов - столько же, сколько бутылка основного конкурента - Кока-колы, емкостью 6,5 унции. И уже в первый год под руководством Гута Пепси произвели около сорока тысяч литров своего напитка, удвоив объем производства через год, сделав свою марку общеизвестной. А что же мистер Брэдхэм?  Калеб Брэдхэм до конца жизни так и работал в своей аптеке.

Итак, все успешные компании, которые полностью отличаются друг от друга по продукту, географии, а также, истории и дате основания, все же имеют схожий результат: прорыв во внешнюю среду и масштабирование в кризис.

Для тех, кто сомневается

Уход зарубежных поставщиков товаров и услуг с российского рынка действительно открыл множество возможностей для отечественного производителя. Основываясь на анализе трендов в российской экономике за последние три года, можно с уверенностью сказать, какой бизнес “выгорит” в наступающем году:

  • импортозамещение сейчас приветствуется и поощряется государством в любой сфере отечественной экономике, благодаря чему объем импортозамещающих товаров в 2023 году увеличился на 15%;
  • ИТ-сфера, которая в России до сих пор на 40% зависит от зарубежных технологий, оборудования, ПО, но в течение ближайших нескольких лет на российском IT-рынке останется около 10% иностранных решений и поставщиков, а остальные 90% займут отечественные игроки, которые к 2025 году планируют освоить и международный рынок. Сейчас есть возможность оказаться в их числе;
  • сервисы доставки и маркетплейсы еще с 2020 года увеличивают целевую аудиторию рекордными темпами. Так рынок курьерской доставки в 2022 году увеличился на 24,5%, в 2023 году этот показатель может вырасти на 30-45% по сравнению с прошлым годом.  

Не важно в какой сфере действует предприниматель, если есть возможность адаптировать и масштабировать его в одном из перечисленных направлений, надо ловить момент.

Денег нет, но бизнес требует масштаба

Если решение о масштабировании принято, возникает резонный вопрос: где взять на это средства? Есть несколько вариантов ответа:

  • поддержка государства: все перечисленные выше направления поддерживаются Правительством РФ. Например, в сфере доставки в марте 2023 года Госдума приняла закон об упрощении экспресс-доставки зарубежных товаров через Калининград, что упростило процесс оформления товаров для физических лиц, ИТ-отрасль в 2023 году продолжает получать грантовую поддержку и льготное кредитование.
  • частный капитал, в том числе, собственные средства, сбор финансирования при помощи краудфандинговых платформ, бизнес-клубов, а также привлечения сторонних инвесторов;
  • заемные средства: несмотря на рост стоимости кредитов, этот инструмент по-прежнему остается одним из наиболее эффективных для расширения бизнеса. Тут стоит рассмотреть все варианты, чтобы займ был как можно выгоднее. Например, не приобретать оборудование, транспорт или другие необходимые товары для масштабирования, за собственные средства или в кредит, а рассмотреть условия лизинга, предлагаемые различными финансовыми организациями, помимо банков.

 Как оценить успешность масштабирования:

  • наличие продукта и прибыльной финансово-экономической модели, лидера с прорывной командой, которые знают, что делать и видят конечную цель предпринимаемых сверхусилий,  
  • увеличение производственных площадей, 
  • рост численности персонала, выручки и прибыли, наличие доверия кредиторов, и желание расти. 

Кризис – это время действовать, поскольку масштабирование обойдется гораздо дешевле и пройдет легче из-за естественного ослабления конкуренции.