Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 27.10.2023 № Ф04-5523/2023 по делу № А67-11474/2022 признал необоснованным включение лизингодателем стоимости лизингового имущества одновременно и в состав амортизационных отчислений, и в состав безнадежных долгов.
Суть дела
Компания в качестве лизингодателя передала лизингополучателю имущество по договору финансовой аренды (лизинга).
Все имущество, сданное в финансовую аренду, находилось на балансе компании и на него начислялась амортизация линейным методом, в том числе с повышенным коэффициентом 1,5, 2 и 3. Расходы в виде амортизации учитывались в составе прямых расходов.
У лизингополучателя образовалась задолженность по лизинговым платежам. В связи с этим договоры лизинга были расторгнуты, а предметы лизинга возвращены лизингодателю.
Компания учитывала задолженность лизингополучателя в составе внереализационных расходов в виде расходов на формирование резервов по сомнительным долгам в период с 2017 по 2021 г. и в виде расходов сумм безнадежных долгов, не покрытых за счет средств резерва, в 2021 г.
При проведении проверки налоговики установили, что в составе лизинговых платежей уплачивалась, в том числе, выкупная стоимость имущества, фактически возвращенного лизингодателю. Налоговым органом был осуществлен расчет балансовой стоимости предметов лизинга в сумме безнадежного долга, отнесенного на уменьшение налогооблагаемой прибыли как внереализационные расходы. На указанную балансовую стоимость имущества была уменьшена (не принята на расходы) сумма безнадежных долгов, что послужило основанием для доначисления налога на прибыль (пени, штрафа).
Компания попыталась оспорить доначисления в суде.
Решения судов
Суды трех инстанций поддержали налоговиков. Формулируя вывод о правомерном доначислении налога на прибыль и отклоняя доводы компании о возможности отнесения данных расходов в состав внереализационных, суды исходили из невозможности одновременного учета части балансовой стоимости имущества и в составе амортизационных отчислений, и в составе безнадежных долгов. При этом судами отмечено, что все имущество, сданное в финансовую аренду, находилось на балансе компании и на него начислялась амортизация, в том числе с повышенными коэффициентами, полученные доходы при исчислении налога на прибыль систематически уменьшались на величину амортизационных отчислений.
Таким образом, компании компенсировались затраты в части расходов по приобретению предметов лизинга, которые подлежали отчуждению и выбытию из владения лизингодателя в случае окончательного исполнения заключенных с лизингополучателями договоров. В случае возврата имущества из лизинга за компанией сохранилось право собственности, предусматривающее свободу действий по распоряжению данным имуществом, в том числе его дальнейшую реализацию. Следовательно, при фактическом изъятии предметов лизинга, лизинговые платежи по которым признаны компанией в составе дебиторской задолженности, не подлежащей взысканию, не могут учитываться в составе расходов в части выкупной стоимости, поскольку они уже приняты на расходы в виде амортизации.