Россияне готовятся к экономическому кризису

| статьи | печать

Их потребительская активность в магазинах, автосалонах, на рынке недвижимости в уходящем году во многом вызвана стремлением «успеть до…». Увы, столь безрадостные выводы звучат в последнем «Квартальном прогнозе ВВП», где ученые Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН снова предоставили место коллегам — специалистам по экономической психологии. Не праздничное чтиво, но лучше знать…

Согласно данным мониторинга, проводимого Институтом психологии (ИП) РАН, после улучшения психоэмоционального состояния россиян в августе — сентябре, оно снова стало ухудшаться в ноябре 2023 г. В первых числах декабря 2023 г. доля респондентов, отмечающих у себя симптомы депрессии, составила 39%, а респондентов, указывающих на симптомы трудноуправляемой тревоги, — 23%. Ниже всего психологическое благополучие у респондентов из крупных городов и представителей низкодоходных групп. А наиболее высокие его показатели отмечаются в высокодоходных группах, среди активных телезрителей, а также среди россиян с низким уровнем образования, жителей малых городов и сел. При этом отмечавшаяся ранее учеными ИП разница в психологическом благополучии между бюджетниками и работниками частного сектора осенью 2023 г. перестала быть статистически значимой.

По возрастным группам

Данные опросов, проведенных осенью 2023 г. ИП РАН совместно с ВЦИОМ, показывают, что если страх последствий экономических санкций снижается, то страх экономического кризиса и спада производства растет. При этом наиболее оптимистичной в отношении материального благополучия собственной семьи остается возрастная группа 18—24 лет, а наиболее пессимистичной — старше 60 лет, при этом именно молодые люди до 24 лет крайне пессимистичны в отношении развития российской экономики. Среди молодежи негативные макроэкономические ожидания компенсируются верой в собственные силы, тогда как тревога по поводу собственного материального благополучия среди представителей старших поколений — верой в улучшение экономической ситуации и защитой со стороны государства.

«Таким образом, в обществе сочетаются два вида психологических защит, компенсирующих чувство потери контроля в условиях кризиса: макроэкономический оптимизм — за счет идентификации с группой и микроэкономический пессимизм — за счет мобилизации личностных ресурсов и готовности при негативных сценариях рассчитывать только на свои силы», — делают вывод эксперты ИП.

В ожидании дефицита и инфляции

Они отмечают, что фиксируемый ими рост тревожно-депрессивной симптоматики и экономических страхов хорошо согласуется с данными опросов, проведенных ООО «инФОМ»: медианная оценка ожидаемой населением в ближайшие 12 месяцев инфляции в ноябре выросла до 12,2%, приблизившись к значениям 2022 г. (12,9%). Повышение инфляционных ожиданий в ноябре сопровождалось ростом склонности респондентов к потреблению.

«Излишне пессимистические ожидания населения относительно экономической ситуации в стране в 2024 г. выступают основным психологическим фактором роста потребления товаров длительного пользования и спроса на рынке недвижимости (население „закупается перед дефицитом и ростом цен“), а также роста потребительского кредитования в III и IV кварталах 2023 г.», — считают ученые ИП.

Желаемое

По данным опросов, проведенных ими в ноябре — декабре 2023 г., признаками улучшения ситуации в экономике России в 2024 г. для низкодоходных групп были бы заметное снижение цен на товары первой необходимости, снижение стоимости услуг ЖКХ, повышение размера пенсий, конкретные меры по сокращению разрыва между бедными и богатыми и обеспечению равенства всех перед законом, восстановление доступности лекарств и появление большого количества новых рабочих мест. Для россиян с высокими доходами признаками улучшения ситуации были бы мощное развитие малого и среднего бизнеса, возобновление работы закрывшихся промышленных предприятий, увеличение бюджета на научно-технологическое развитие страны, на развитие инфраструктуры (строительство и ремонт дорог, газопроводов, электросетей и т.п.). При этом по выборкам в целом одним из наиболее значимых признаков позитивного сценария развития событий в стране было бы укрепление рубля, снижение курса евро и доллара.

Проблема с доверием

В октябре — декабре 2023 г., по данным мониторинга АННИО «Институт психолого-экономических исследований», существенные изменения демонстрирует показатель субъективного сравнения официальных данных инфляции и реального восприятия населением ее уровня: в IV квартале 2023 г. впервые данный показатель составил 4+, что свидетельствует ученым о резком падении средневзвешенного доверия к официальным показателям макроэкономического развития со стороны среднестатистического россиянина (см. таблицу).

«Декабрь 2023 г. с точки зрения экономических ожиданий населения тем не менее рассматривается как наиболее стабильный по сравнению со всеми кварталами 2024 г., однако участники исследования ожидают резкого роста цен начиная с II квартала 2024 г. и до конца прогнозного периода, а также экономического кризиса в стране (но не в мировой экономике)», — констатируют исследователи.

Среди россиян, принявших участие в исследованиях ИПЭИ, статистически значимо продолжают выделяться три основных кластера:

  • собственники малого и среднего бизнеса. Ожидания и модели поведения на протяжении всего 2023 г. выстраиваются как умеренно пессимистические, связанные с двумя ожидаемыми сценариями развития экономики России:

— движение в сторону увеличения административно-плановых компонентов (модель СССР 2.0);

— дальнейшее укрупнение капиталов. Оба сценария воспринимаются как крайне негативные для сохранения малого и среднего бизнеса. Кроме того, данный кластер не видит существенного внимания к себе со стороны власти ни в период пандемии коронавируса, ни во время СВО, а также пессимистически оценивает свои шансы в борьбе за кадры на рынке труда в текущей и прогнозируемой ситуации. Данная группа не готова по-прежнему ни привлекать заемные средства, ни инвестировать, по крайней мере до III квартала 2024 г., а также переходит к планированию собственной экономической деятельности в горизонте одного — трех месяцев;

  • группа, в которой есть мобилизованные и/или служащие по контракту в СВО, ранее имеющие низкие или средние доходы по региону. Данная группа изменила за 2023 г. свои ожидания с планируемого роста доходов на поведение «здесь и сейчас» с большими текущими расходами и крайне пессимистическими ожиданиями своего экономического положения после окончания СВО. На период продолжения СВО дополнительные доходы, полученные за счет выплат по военным контрактам, расходуются в сфере услуг, и особенно в заведениях общественного питания, часть сберегается на «черный день» (гибель или ранение военнослужащего, негативное развитие страны), примерно 40% средств используется на погашение имеющихся задолженностей и закрытие «дыр в семейном хозяйстве»;

  • наиболее многочисленная группа россиян, которая характеризуется переходом к пессимистическим экономическим ожиданиям, но при этом не видит каких-либо потенциальных изменений ни в политике, ни в структуре российской экономики. По оценкам респондентов, вошедших в этот кластер, СВО не привела и не приведет к повышению справедливости социально-экономической модели (оценивается как обман государством авансированного в 2022 г. доверия), но резких потрясений и проблем удалось избежать. Фактические экономические стратегии в данной группе настроены на самостоятельную адаптацию к сложившейся ситуации (снижение уровня патернализма), а также на новый социально-экономический кризис, сопоставимый по своей структуре с «1988—1994 гг.».

По данным опросов ИПЭИ, одним из факторов изменения экономических ожиданий является снижение доверия к государству (высокий уровень доверия сохраняет только Президент Российской Федерации, который ассоциируется с внешней политикой, а не с экономической ситуацией в стране), а также еще более серьезное падение уровня доверия к информационному полю в целом и к официальной статистике. В этих условиях возможности скорректировать ожидания и поведенческие модели россиян существенно ограничены в диапазоне как минимум ближайших шести месяцев, прогнозируют эксперты РАН.

Помимо роста ключевой ставки, определяющим фактором тревожности и выбора россиянами сберегательной стратегии выступает непонимание и непрозрачность действий и целей государства на 2024 г. Предоставление объективной информации о состоянии экономики без завышенных обещаний большинство респондентов отмечают как единственный возможный источник роста доверия к власти.

«В целом россияне ожидают реализации инерционного сценария, который в случае совпадения этих ожиданий с действительностью будет воспринят более чем 80% респондентов как пессимистический, ведущий Россию в тупик. Подобный сценарий с социально-психологических и политико-психологических позиций несет в себе существенные риски внутренней дестабилизации в 2024 г.», — предупреждают ученые.

Рассказ, какие меры экономической политики ученые рекомендуют власти, чтобы исправить сложившийся негатив, в силу нехватки места приходится опустить (несомненно, «кому положено», данный материал РАН уже прочитали весь).

 

Прогнозные ожидания среднего россиянина относительно динамики основных макроэкономических показателей, по данным АННИО ИПЭИ

Прогнозные показатели в 2023 г.

Сформированные по субъективным прогнозным оценкам населения на декабрь 2023

01.2024

Середина 2024

IV кв. 2024

01.2025

Реальный уровень инфляции, %

32

35

50

18

Субъективная корректировка относительно официального уровня инфляции, множитель

x4

x7

x9

x4

Темпы изменения ВВП, %

+3 (по итогам 2023 г.)

0

+1,5

+2

Источник: ИНП РАН