ВС РФ предложил реформу законодательства о банкротстве: чего ждать от унификации и упрощения банкротного процесса?

| статьи | печать

В конце прошлого года Верховный суд внес в Госдуму законопроект1 с существенными поправками в законодательство о банкротстве, а именно в регулировании процедуры банкротства. В частности, изменения коснутся минимального размера требований для признания банкротом, вознаграждения арбитражных управляющих, прав кредиторов и пр. Необходимость унификации и упрощения банкротной процедуры назрела давно, но послужат ли предложенные поправки в деле совершенствования процедуры рассмотрения судами банкротных дел и повышение ее эффективности и качества отправления правосудия по делам данной категории? «ЭЖ-Юрист» опросил экспертов, мнения которых разделились.


1 Законопроект № 516699-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»

Комментарий эксперта

Предлагаемый законопроект по своей значимости можно смело рассматривать как реформу банкротного законодательства.

В частности, законопроектом предлагается:

  • повышение минимального порога размера задолженности для возбуждения дела о банкротстве юридических лиц. Несмотря на очевидные преимущества этой поправки, она несет в себе несколько негативных последствий: добросовестные кредиторы могут лишиться механизма давления на неисполнительных должников. Угроза возникновения банкротства держит в тонусе и заставляет искать пути решения финансовых проблем. При этом добиться фактического исполнения обязательств в рамках текущих реалий исполнительного производства в силу его специфики затруднительно.

В то же время понятно, что даже один рубль долга, который организация не в состоянии погасить в течение определенного периода времени с даты, когда соответствующая обязанность должна быть исполнена, уже свидетельствует о том, что организация находится в состоянии глубокого имущественного кризиса.

А довод о том, что данное изменение снизит количество злоупотреблений со стороны аффилированных лиц, следует расценивать критически, поскольку это обусловит лишь взыскание ими долга в общеисковом порядке. Просуженная заинтересованными субъектами задолженность не исчезнет;

  • унификация обжалования судебных актов, а срок апелляционного обжалования определений предлагается увеличить до одного месяца.

Данное изменение следует только приветствовать. Преобразование сроков обжалования судебных актов позволяет глубже планировать дальнейшую стратегию дела, тщательнее готовить процессуальные документы и улучшает качество отправления правосудия в целом. Предоставляется возможность кассационного обжалования практически всех постановлений судов апелляционной инстанции. Безусловно, данные изменения благоприятно скажутся на банкротном процессе;

  • упрощение рассмотрения некоторых категорий обособленных споров.

Изменения в данной части предполагают расширение категорий споров, по которым допускается письменное производство без проведения судебных заседаний и изготовления мотивированных судебных актов в отсутствие возражений сторон. Применительно к рассмотрению требований кредиторов, как к самому объемному массиву споров, следует согласиться с предлагаемыми изменениями, поскольку они позволят высвободить время на разрешение по-настоящему сложных споров.

В то же время трудно согласиться с тем, что вопросы об освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей и об истребовании документации и ценностей должника являются рядовыми и по умолчанию не требуют проведения судебного заседания и изготовления мотивированного судебного акта;

  • расширение прав кредиторов.

Законопроект предлагает предоставить лицам, не имеющим объективной возможности предъявить требования к должнику (в том числе в силу процессуальных или процедурных особенностей возникновения (подтверждения) требований), но обосновавшим вероятность их предъявления в будущем, право заявлять возражения относительно требований кредиторов.

С одной стороны, данное изменение направлено на защиту прав еще не заявившихся кредиторов.

С другой, это может повлечь для судов дополнительную нагрузку;

  • несоразмерное вознаграждение арбитражных управляющих.

Законопроект предлагает закрепить норму о том, что в исключительных случаях сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего может быть снижена судом по ходатайству лица, участвующего в деле, при ее явной несоразмерности вкладу арбитражного управляющего в достижение результатов процедуры банкротства. Данное изменение продиктовано последними тенденциями судебной практики;

  • продление процедур банкротства.

Изменения предполагают автоматическое продление процедур конкурсного производства и реализации имущества гражданина на шесть месяцев в отсутствие ходатайства конкурсного или финансового управляющего соответственно о завершении данных процедур. На практике продление упомянутых процедур носит формальный характер.

Комментарий эксперта

Безусловно, законопроект является шагом на пути решения уже давно назревших проблем в банкротном законодательстве, особенно в отношении длительности процедуры. Однако, на мой взгляд, ВС РФ проигнорировал решение ключевых проблем банкротного производства, которые сейчас составляют основную загрузку судов — упразднение процедуры, оспаривание сделок, которое требует дополнительного регулирования, особенно в свете текущих изменений, касаемо рассмотрения обособленных споров в упрощенном порядке (например, порога по сумме оспаривания). Тем самым законопроект лишь в минимальном количестве содержит отдельные комплексные, структурные изменения в действующее регулирование.

В настоящее время любое требование, которое находится в процессе включения в реестр требований кредиторов (далее — РТК), подлежит рассмотрению в судебном заседании. Решение ввести возможность включения требования в РТК без заседания позволит упростить судебный процесс, однако сделает практически невозможным предоставление суду мотивированных доводов об обоснованности включения или отказа во включении требования в РТК. Тем более установленный порог минимального требования в 2 млн руб. имеет большие основания для оспаривания.

Важно отметить, что судебный процесс в РФ не является письменным, и, на первый взгляд, бесспорные вопросы о включении требований в РТК могут содержать большое количество неоднозначных моментов. Требование о включении в РТК в полной мере может быть оценено судом лишь после того, как будут заслушаны доводы сторон и представлены дополнительные документы, на основании которых суд проверит обоснованность требований.

Разумные опасения вызывает тот факт, что у судьи, согласно законопроекту, существует полная дискреция назначения или неназначения судебного заседания по рассмотрению заявлений о включении требований в РТК. Отсутствие возможности донести до суда свою позицию по заявлению о включении требований в РТК не упростит задачи судам первой инстанции, как это задумывается авторами законопроекта, поскольку проигравшая сторона, будь то кредитор или арбитражный управляющий, будет оспаривать акт суда первой инстанции, в связи с чем суду придется готовить мотивированную позицию, а судам апелляционной инстанции в любом случае рассматривать жалобу. Процесс разгрузки судебной системы и банкротных составов не должен проводиться за счет качества рассмотрения и обоснованности судебного акта.

Увеличение минимального размера требований для признания банкротом будет иметь положительный эффект, поскольку позволит снизить загруженность системы арбитражных судов, в частности банкротных составов. Увеличение порогового значения может существенно ограничить количество фиктивных процедур, которые инициируются аффилированными кредиторами лишь с целью установить контроль над банкротством, назначив выбранного ими арбитражного управляющего. Также существенным плюсом увеличения размера требований является предотвращение установления контроля небольшими кредиторами, которые используют банкротный инструментарий вопреки реальной цели, установленной Законом о банкротстве, создавая крупной организации-должнику проблемы, которые влияют на его экономическую деятельность, репутацию перед контрагентами, а иногда и вовсе препятствуют деятельности.

ВС РФ выдвинул весьма полезные предложения, которые в перспективе позволят упростить процедуры банкротства.

Ограничение процентного вознаграждения арбитражного управляющего позволит снизить уровень злоупотреблений в процессе банкротства. Утверждение процентного вознаграждения судом приведет к тому, что недобросовестные арбитражные управляющие не смогут самостоятельно назначать себе необоснованное и завышенное вознаграждение.

ВС РФ в законопроекте также предлагает автоматически признавать бывшего супруга должника лицом, участвующим в деле. Это также должно существенно упростить практику по вопросам банкротства физических лиц при реализации совместно нажитого имущества или при наличии требований к должнику от бывшего супруга.

Иным полезным предложением ВС РФ является введение возможности для арбитражного управляющего и кредиторов напрямую оспаривать судебный акт, на основании которого кредитор включается в РТК. Данное решение позволит снизить нагрузку на суды за счет возможности оспаривания необоснованных судебных актов напрямую, вне банкротного процесса. Таким образом суды смогут исключить необоснованные требования кредиторов и сэко­номить время на рассмотрение заявлений о включении в РТК.

Согласно законопроекту лицо, которое не имеет объективной возможности предъявить требование к должнику, приобретает право представлять возражения относительно требований кредиторов к такому должнику. Данная новелла положительна для практики, так как из-за разных фактических обстоятельств некоторые кредиторы не имеют «созревшего» требования к должнику, что не позволяет подать заявление о включении в РТК. Данное изменение защитит интересы лиц, заинтересованных в проведении банкротства, но при этом не имеющих возможности подать заявление о включении в РТК.

При этом понятие объективной невозможности обращения законопроектом не конкретизируется. Возникает обоснованный вопрос: что суды будут понимать под невозможностью предъявления требований к должнику? На наш взгляд, отсутствие конкретизации приведет к возникновению противоречивой судебной практики.

Положительным изменением также является автоматическое продление процедуры банкротства в отсутствие ходатайства арбитражного управляющего. На практике продление процедуры является техническим, формальным действием, создающим дополнительную нагрузку для судебной системы.

Таким образом, законопроект ВС РФ содержит как полезные, так и спорные изменения, которые могут неоднозначно сказаться на процедуре банкротства. При надлежащей доработке и корректировке некоторых положений законопроект действительно сможет внести существенный вклад в развитие российского банкротного законодательства.

Комментарий эксперта

Законопроект прежде всего направлен на упрощение судопроизводства по некоторым категориям обособленных споров, которые по большей части носят формальный (бесспорный) характер.

Так, например, при отсутствии возражений со стороны лиц, участвующих в деле о банкротстве, предлагается упростить процедуру освобождения арбитражного управляющего от возложенных на него обязанностей по его заявлению, рассмотрения вопросов о продлении процедур в деле о банкротстве, об истребовании документации должника — юридического лица, а также ряда иных производств, где рассмотрение носит фактически бесспорный характер.

По таким бесспорным категориям обособленных производств предлагается выносить судебный акт только в форме резолютивной части, что, безусловно, сэкономит значительную часть времени, которое суды смогут использовать для более тщательного рассмотрения судами тех споров, где действительно имеется конфликт правового характера, требующий тщательного изучения существенных обстоятельств со стороны суда (например, споров об оспаривании сделок и о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности).

Кроме того, увеличение минимальной суммы требований кредиторов, позволяющей обратиться с заявлением о возбуждении дела о банкротстве должника — юридического лица также имеет ряд положительных значений, а именно разгрузит суды от рассмотрения заявлений по незначительным суммам долгов, где взыскатель использует подачу заявления о банкротстве должника как процедуру, альтернативную исполнительному производству, пресечет (хотя бы частично) злоупотребления со стороны аффилированных кредиторов.

Также важным изменением станет и автоматическое признание супруга/бывшего супруга участником дела о банкротстве, без каких-либо специальных заявлений со стороны последнего. Это особенно важно в свете разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ № 48, касающегося внесудебного раздела имущества.

Комментарий эксперта

Существенное количество процессуальных изменений, которые изложены в законопроекте, представляют собой закрепление в законе тех положений, которые сформировались в судебной практике и были закреплены изначально в постановлениях Пленума ВАС РФ или ВС РФ.

К таким изменениям в первую очередь относится закрепление в законе механизма экстраординарного обжалования. Экстраординарное обжалование путем подачи заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам снижает нагрузку на апелляцию и кассацию, связанную с пересмотром давно рассмотренных дел и принятием новых доводов, которые ранее участниками дела не заявлялись.

В то же время спорным представляется изменение, предполагающее подачу заявления об исключении требований кредитора или об изменении их очередности. Фактически данный механизм может представлять собой обход требований АПК к заявлениям о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Законопроект также предполагает меру против затягивания процедуры конкурсного производства — право суда по собственной инициативе назначить заседание по вопросу о завершении процедуры.

В целом, предлагаемые ВС РФ поправки, хотя и могут быть подвергнуты критике в некоторых аспектах, представляют собой закрепление в законе сформировавшихся тенденций правоприменительной практики в делах о банкротстве могут существенно снизить нагрузку по рассмотрению бесспорных требований на судебную систему.

Комментарий эксперта

20 декабря 2023 года ВС РФ внёс в Государственную Думу законопроект c наиболее масштабными за последнее время изменениями в Закон о банкротстве и АПК РФ. По мнению ВС РФ, законопроект может повысить эффективность рассмотрения дел о банкротстве за счет увеличения минимального порога для его инициирования и рассмотрения ряда обособленных споров без вызова сторон. Кроме того, предлагается пересмотреть правила определения размера вознаграждения арбитражных управляющих.

Порог для инициирования дела о банкротстве увеличивается в шесть раз:

  • для юридических лиц — с 300 тыс. до 2 млн руб.;

  • для специальных категорий должников — с 500 тыс. до 3 млн руб.

Предлагаемые изменения назрели давно - текущие пороги были введены в 2014 г. и существенно отстали от экономических реалий, и как следует из пояснительной записки к законопроекту, это привело к большому количеству злоупотреблений со стороны кредиторов.

Также предполагается упрощение порядка рассмотрения обособленных споров и разногласий — ряд обособленных споров предлагается рассматривать без вызова сторон, если у лиц, участвующих в деле, не будет возражений, в том числе споры по рассмотрению обоснованности требований кредиторов, об освобождении арбитражного управляющего от возложенных на него обязанностей, и др.

По итогам такого рассмотрения будет выноситься только резолютивная часть определения, при этом суд вправе по своей инициативе или по мотивированному ходатайству назначить судебное заседание с вызовом сторон, а в случае обжалования в течение пяти дней должен будет изготовить мотивированное определение.

Данная инициатива позволит снизить нагрузку на судей за счет уменьшения количества судебных заседаний, которые, часто носят технический характер, а разрешаемые на них вопросы фактически являются бесспорными.

Предлагается ввести единый месячный срок для апелляционного и кассационного обжалования с незначительными исключениями для кассационного порядка. Сейчас Законом о банкротстве предусмотрены сроки в 10 и 14 дней, один месяц для различных судебных актов. Указанная ситуация создавала дисбаланс сроков обжалования. Например, по спорам о признании сделок недействительными или субсидиарной ответственности срок на обжалование определений составлял всего лишь 10 дней, несмотря на тот факт, что данные обособленные споры по своей сложности не уступают, а порой и превосходят споры общеискового производства.

Законопроект предлагает закрепить новый порядок утверждения процентов вознаграждения арбитражного управляющего для сокращения нагрузки на судей и упрощения порядка получения арбитражными управляющими вознаграждения.

В зависимости от суммы процентов вознаграждения арбитражного управляющего данный вопрос может решаться арбитражным управляющим самостоятельно (менее 100 тыс. руб.), судом в порядке разногласий без вызова сторон (от 100 тыс. до 1 млн руб.) и в судебном заседании (более 1 млн руб.).

Сумма процентов по вознаграждению может быть снижена судом при ее явной несоразмерности вклада арбитражного управляющего в достижение результатов процедуры банкротства.

Законопроект предусматривает ряд новел по делам о банкротстве физических лиц: право финансового управляющего запрашивать информацию о супруге должника, статус участника дела о банкротстве у супруга должника, предлагается также утверждение порядка продажи имущества собранием кредиторов, а не судом.