В феврале 2020 г. Правительство РФ утвердило основные направления развития системы налогового мониторинга, главным из которых стала цифровизация налогового контроля. В целях ее реализации ФНС планомерно переходит на сервисы электронного взаимодействия между информационными системами налогоплательщиков и налоговых органов посредством прикладной подсистемы «Налоговый мониторинг» АИС «Налог-3». Часть из этих сервисов реализует свои функции без участия человека. По словам начальника Управления налогового мониторинга ФНС России Марины Крашенинниковой, своей стратегической целью они видят осуществление автоматизированного контроля с помощью программных интерфейсов.
Налоговая служба в 2023 г. приступила к созданию Цифрового налогового кодекса, который является единой методологической моделью для проведения налогового мониторинга. Цифровой налоговый кодекс представляет собой перечень справочников: СПВДОК (Справочник видов документов, возможных к истребованию у налогоплательщиков на основании ст. 93.1, 105.29 НК РФ), СПНС (Справочник перечня налогов, сборов, страховых взносов), КСНД (Справочник кодов строк налоговых деклараций), СНКРФ (Справочник статей Налогового Кодекса Российской Федерации), СКОНТ (Справочник контролей (этапов контролей)), СРЕГ (Справочник регистров). Все справочники прямо или косвенно связаны между собой. На текущий момент наибольшее количество вопросов и опасений у бизнеса вызывает Справочник контролей.
СКОНТ: что это за «зверь»?
Объектами классификации СКОНТ являются контроли, а также их этапы и подэтапы, которые определяют единые требования к порядку проведения контроля операций по исчислению налогов. Данный справочник состоит из девяти таблиц, которые содержат информацию о контролях в отношении налоговых регистров по блокам «Долговые обязательства», «Дивиденды», «Ценные бумаги», «Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки», «Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам и признание безнадежных долгов». СКОНТ наполняется контролями по каждому блоку. Можно сказать, что Справочник контролей — это свод правил, по которым заполняются новые налоговые регистры. Перечисленные блоки налоговых регистров представляют собой программные приложения по налогу на прибыль, которые настоящим и будущим участникам налогового мониторинга следует реализовать в своих информационных системах не позднее 1 июля 2026 г.
Каждый блок налоговых регистров представляет собой перечень таблиц. В настоящее время их число варьируется от шести до 16 в зависимости от блока. Таблицы аккумулируют информацию по конкретным операциям финансово-хозяйственной деятельности организации с указанием договора, контрагента, первичного документа, подтверждающего ее проведение, а также содержат числовые, расчетные и аналитические показатели, в дальнейшем участвующие в формировании строк налоговых деклараций. Графы налоговых регистров имеют ссылки на пункты и статьи Налогового кодекса РФ, которые служат нормативно-правовой базой для их заполнения. Внутри одного тематического блока регистры связаны между собой: либо через перенос данных между регистрами, либо контрольными соотношениями.
Как понимается, работа электронных сервисов по регистрам налога на прибыль будет выстроена на основе Справочников налогового мониторинга. СКОНТ агрегирует информацию из СНКРФ; Справочника перечня налогов, сборов, страховых взносов; СПВДОК. При этом Справочник контролей участвует в формировании СРЕГ.
Целью создания является разработка единых стандартов для всех компаний при заполнении налоговых регистров по налогу на прибыль, контроль правильности их заполнения путем сопоставления графы регистра с соответствующим контролем. Каждому контролю, его этапу и подэтапу присвоен уникальный код, который связан с теми или иными нормами Налогового кодекса РФ. Контроли будут реализованы через единые алгоритмы, разработанные налоговой службой.
Для понимания функционала Справочника можно провести аналогию с работой автоматизированной системы контроля по налогу на добавленную стоимость, известной большинству налогоплательщиков как АСК-НДС. Информационная система налогового органа проводит контроль данных налоговой отчетности и регистров без участия инспектора, а при выявлении несоответствий и ошибок направляет в адрес налогоплательщика автотребование с указанием расхождений. В результате его анализа и исполнения компании имеют возможность оперативно внести соответствующие исправления в книги покупок и продаж, а в случае необходимости уточнить свои налоговые обязательства.
Вопросы и опасения
За годы существования налогового мониторинга в России мы наблюдаем, что автоматизация процессов взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками двигается вперед семимильными шагами. Это позволяет нам с уверенностью говорить о том, что в наступившем году Цифровой налоговый кодекс будет только обогащаться новыми справочниками, а количество электронных сервисов увеличиваться. Вектор движения в данном направлении подтверждается и на уровне ФНС.
Сегодня разработаны пять блоков налоговых регистров по налогу на прибыль, которые покрываются более чем 400 контролями, содержащимися в Справочнике контролей. Бизнес выражает обеспокоенность, что реализация новых блоков регистров приведет к резкому увеличению контролей, в связи с чем у компаний вырастут как финансовые, так и трудозатраты на разработку и внедрение контрольных процедур в свои информационные системы. Автоматизация процессов по заполнению самих новых форм регистров также потребует дополнительных затрат.
Компаниям придется произвести доработку информационных систем и/или Витрин данных для сбора данных в регистры, их проверки и отправки в налоговые органы. Информация, опубликованная на данный момент, не позволяет сделать однозначный вывод о том, будут ли со стороны ФНС России предложены единые алгоритмы для применения налогоплательщиками, позволяющие связать Справочник контролей с налоговыми регистрами. Возможно, в ближайшее время информация будет дополнена унифицированными правилами.
Введение новых справочников и сервисов позволит налоговым органам максимально автоматизировать контроль по заданным алгоритмам, например, проверить правильность заполнения конкретной строки налоговой декларации. Федеральная налоговая служба считает, что с вовлечением в автоматизацию все большего количества бизнес-процессов налогоплательщика налоговые органы смогут снизить свои трудозатраты, что позволит им направить свое внимание на анализ спорных методологических вопросов, решение которых невозможно без участия человека. Это, в свою очередь, может привести к возникновению налоговых споров по правильности применения положений налогового законодательства, на проработку которых ранее у налоговых органов не хватало времени.
А теперь о плюсах
Контроль правильности формирования регистров по налогу на прибыль, а значит, и заполнения самой налоговой декларации будет происходить в автоматизированном режиме, информационная система налогового органа будет анализировать данные, полученные из информационной системы налогоплательщика. Такое взаимодействие исключает возможные погрешности, возникающие при проверке данных человеком.
Доработав свои учетные системы один раз, налогоплательщики смогут осуществлять самоконтроль заполнения регистров с минимальными затратами человеческого ресурса. При этом сроки выявления ошибок, как со стороны компаний, так и со стороны налоговых органов, будут максимально сокращены. Налогоплательщик в обязательном порядке получит обратную связь о проверке предоставленных им в налоговый орган сведений на предмет корректности и правильности заполнения. При нахождении информационной системой ошибок налогоплательщик сможет оперативно внести соответствующие изменения и исправления.