Напомним, что внутригрупповые услуги включают, например, поддержку по административным вопросам, услуги в области финансов, юридического консультирования, кадрового производства и др. Это происходит в рамках группы компании. При анализе внутригрупповых услуг налоговые органы в первую очередь определяют их реальность — действительно ли они предоставлялись, а также убеждаются в отсутствии дублирования расходов на идентичные услуги. При оказании внутригрупповых услуг организациями российского, иностранного периметра вопросы налогообложения всегда актуальны. В статье кратко пройдемся по основным моментам темы.
Обращаем внимание, что налоговые органы внимательно рассматривают внутригрупповые услуги по таким критериям:
-
реальность;
-
экономическая обоснованность;
-
документальное подтверждение;
-
рыночная цена.
Соответствие указанных критериев достигается путем формулирования предмета услуг, оформления документов, формирования расчетов взаимозависимыми участниками внутригрупповых услуг. В связи с чем возможно отклонение от критериев по обоюдному согласию. В этом случае вероятность предъявления претензий внутри группы компаний минимальная.
Обоснование внутригрупповых услуг между организациями — резидентами РФ заключается в следующем:
-
наличие деловой цели;
-
реальности услуг;
-
услуги «Исполнителя» не дублируют услуги «Заказчиков»;
-
персонал для оказания услуги только у исполнителя;
-
отчеты об оказании услуг фиксируют фактически выполненные работы;
-
обеспечено хранение подтверждающих документов;
-
стоимость услуг покрывает затраты плюс вознаграждение. Заплатит ли заказчик услуги аналогичную цену независимому контрагенту.
В целях исключения налоговых рисков рекомендуется обеспечить следующие контрольные процедуры:
-
ежегодный анализ рынка услуг;
-
согласование изменений в бизнес-процессах организаций;
-
автоматизированное хранение документов, проверка один раз в полгода;
-
соответствия отчетов фактическим данным;
-
анализ соответствия затрат и стоимости услуг.
Подходы при формировании доказательственной базы по услугам, оказываемым в адрес российских организаций иностранными взаимозависимыми организациями, рассмотрены ФНС России в письме от 06.08.2020 № ШЮ-4-13/12599. Отметим, что они совпадают с мероприятиями налогового контроля, проводимыми по внутригрупповым услугам российских организаций.
Во внутригрупповых сделках с иностранными взаимозависимыми организациями необходимо уделять внимание трансфертному ценообразованию — обосновывать методологию и оформлять документацию. Трансфертное ценообразование с 2024 г. распространяется на сделки с иностранными компаниями из перечня Минфина РФ, если сумма доходов по ним за календарный год превышает 120 млн руб. несмотря на взаимозависимость (подп. 3 п. 1 и п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Актуальны вопросы по налогу от источника в РФ, реальность услуг в связи с особенностями ведения деятельности организациями в некоторых иностранных юрисдикциях, условия оплаты услуг иностранцам.
Кроме того, с 2024 г. доходы иностранных организаций от выполнения работ (оказания услуг) на территории РФ взаимозависимому лицу облагаются 15%-ным налогом у источника (подп. 9.4 п. 1 ст. 309, подп. 4 п. 2 ст. 284 НК РФ).
Учитывая изложенное при наличии внутригрупповых услуг, управление налоговыми рисками имеет высокий приоритет в целях исключения налоговых злоупотреблений, а также для своевременного реагирования при выстраивании процессов, оформлении документации, уплаты налогов, с учетом стремительных изменений налогового законодательства.
От редакции: в следующих номерах «ЭЖ-Бухгалтер» можно будет ознакомиться с подробным порядком налогообложения внутригрупповых услуг компаний.