Правительство предложило защитить миноритариев и изменить правила покупки крупных пакетов акций ПАО

| статьи | печать

В конце прошлого года правительство внесло соответствующие поправки1 на рассмотрение в Госдуму. Предложенные изменения законодательства об АО и о рынке ценных бумаг касаются, в частности, уточнения порядка направления обязательного предложения о приобретении и принудительного выкупа акций, введения понятия «связанных лиц» взамен «аффилированности» и механизма защиты прав владельцев ценных бумаг. «ЭЖ-Юрист» обратился к экспертам с просьбой оценить предлагаемые изменения.


1 Законопроект № 519694-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“, Федеральный закон „О рынке ценных бумаг“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Комментарий эксперта

Законопроект предлагает многоплановое реформирование корпоративного законодательства, имеющее общей целью совершенствование порядка и правил приобретения крупных пакетов акций ПАО.

Среди них: расширение оснований для направления обязательного предложения о приобретении ценных бумаг, уточнение порядка принудительного выкупа акций, устранение законодательных противоречий.

Законопроект затрагивает многие аспекты порядка приобретения крупных пакетов акций ПАО. В частности, в инициативу реформы была положена идея восстановления баланса интересов и справедливого распределения благ и корпоративных обязанностей. Теперь обязанность по направлению предложения лежит и на лицах, распоряжающихся самостоятельно или совместно со связанными лицами голосами при приобретении корпоративного контроля (то есть 30, 50 или 75% голосующих акций в сумме).

Одновременно с изменением субъектов оферты (обязательного предложения) инициатива расширяет и предмет. Теперь выкупу подлежат и неголосующие привилегированные акции, и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции.

В свою очередь, если права миноритариев на получение обязательного предложения будут нарушены, законопроект предлагает опциональные способы защиты своих прав, в частности требование с направлением обязательного предложения или возмещение убытков. Также миноритарий может обязать покупателя ценных бумаг приобрести их по наибольшей цене, равной средневзвешенной цене бумаг на торгах или определенной оценщиком (в частности, при нахождении акций в обороте менее полугода или не выставленной на торги). Средневзвешенная цена определяется для бумаг, допущенных до торгов, в период за полгода до даты направления предложения. Одновременно с этим действует справедливое правило: цена не должна быть ниже, чем та, по которой совершалась сделка по приобретению ценных бумаг.

Как следствие, такой подход значительно лучше защищает права миноритариев, но одновременно накладывает бремя направления обязательных предложений на более широкий круг продавцов, а также может повлечь увеличение расходов покупателей бумаг. Дополнительной гарантией прав миноритариев является солидарная ответственность связанных лиц.

Важно также отметить, что незапланированное получение контроля является исключением из правила об обязательности направления предложения.

Говоря о новеллах законопроекта, стоит обратиться к предлагаемой новой концепции отношений связанности между лицами. Законодатель обосновывает введение термина тем, что «аффилированность» не отражает консолидации экономических интересов. Аффилированность предполагает самостоятельных хозяйственных субъектов, которые способны оказывать влияние на деятельность других субъектов коммерческой деятельности, но не всегда выступают совместно и могут иметь собственные экономические интересы. Понятие «связанности лиц» является по сути более точным, его планируется использовать для определения субъектов, которые действуют в экономических отношениях совместно и могут определять волю друг друга.

Есть вероятность, что законодательная инициатива в рассматриваемой части и критерии определения связанности лиц могут быть в значительной степени пересмотрены. В предлагаемом сегодня виде указанное изменение может повлечь риски введения новых санкций зарубежных стран в результате установления связанности с подсанкционными лицами по новым правилам.

Комментарий эксперта

Законопроект не вводит нового регулирования отношений между акционерами и потенциальными приобретателями акций ПАО, однако предлагаемые им поправки существенно дополняют действующие сейчас правила добровольного и принудительного выкупа акций ПАО.

Действительно, ряд положений действующей редакции Закона об АО требовал если не кардинального изменения, то как минимум дополнения, позволяющего минимизировать возможные пробелы при приобретении и выкупе крупных пакетов акций ПАО.

Например, из ст. 84.1 планируется исключить положения о содержании добровольного предложения, закрепив его в отдельной ст. 84.2-1 Закона об АО. В этой ст. 84.2-1 также предлагается регламентировать и содержание обязательного предложения.

Условиям обеспечения исполнения обязательства в законопроекте отведены три самостоятельные статьи. Если законопроект будет принят в предложенной редакции, то обеспечить исполнение обязательства можно будет не только гарантией, но и залогом ценных бумаг. При этом будет возможно сочетание указанных способов.

В связи с введением залога ценных бумаг для обеспечения обязательств устанавливается обязательное требование на указание в предложении данных о регистраторе и депозитарии. Эти лица в случае совершения нарушения лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, представляют интересы владельцев ценных бумаг без доверенности.

Отдельно стоит отметить, что законодатель понимает, насколько устарело понятие «аффилированности лиц», которое в настоящее время содержится только в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической дея­тельности на товарных рынках». Со времени его принятия прошло очень много времени, и понятие «аффилированное лицо» не соответствует текущей рыночной ситуации.

В связи с этим в Закон об АО предлагается ввести понятие отношений связанности между лицами и закрепить перечень лиц, которые относятся к таковым, в п. 2 ст. 84.1 Закона об АО. Справедливо, что для целей главы Закона об АО о добровольном и принудительном выкупе акций связанными с определенным лицом предлагается считать только тех лиц, которые действуют в экономических отношениях совместно и могут определять волю друг друга.

По нашему мнению, установление детализированного порядка процесса приобретения и выкупа акций ПАО благоприятно отразится на рынке инвестиций, поскольку для инвесторов регулирование станет более прозрачным.

Кроме того, уточнение правил направления публичной оферты о приобретении акций и проведения принудительного выкупа акций может снизить риск возникновения судебных споров, так как у сторон появится четкое представление о порядке действий, а также уменьшить срок рассмотрения спора в суде: у них тоже будет законодательно установленный порядок, а не разрозненная судебная практика, которая иногда отличается от региона к региону.

Комментарий эксперта

Изменения в Закон об АО направлены на реформирование системы сделок с крупными пакетами акций публичных компаний. Их основная цель — защита прав миноритариев и повышение уровня доверия инвесторов к российскому финансовому рынку.

Выступая с рассматриваемой инициативой, законодатель планирует устранить имеющиеся противоречия и пробелы в регулировании процедуры поглощения. Проанализируем основные положения законопроекта.

Законопроект вводит понятие отношений «связанности» между лицами. Связанными будут признаваться лица, которые действуют совместно в экономических отношениях и могут определять волю друг друга. Введение данного определения может повлечь для лиц, действовавших добросовестно, наступление солидарной ответственности, например, в случаях, когда не направлено обязательное предложение от имени связанных лиц.

Также законопроект предусматривает альтернативу действующему механизму добросовестного исполнения требования по направлению оферты. При неисполнении обязанности направить обязательное предложение, голоса обязанного лица и связанных с ним лиц предложено учитывать при принятии решений общим собранием акционеров в количестве, составляющем:

  • если лицо владеет более 30% общего числа голосующих акций — не более 3/7 голосов прочих акционеров;

  • если лицо владеет более 50% общего числа голосующих акций — не более 50% голосов прочих акционеров;

  • если лицо владеет более 75% общего числа голосующих акций — не более 75% минус один голос прочих акционеров.

В настоящее время при косвенном или совместном распоряжении голосами лицо, не владеющее крупным пакетом голосующих акций ПАО, не обязано направлять оферту в соответствии с требованиями Закона об АО.

Эту обязанность предлагается распространить на лицо, которое самостоятельно или со связанными лицами превысило соответствующий порог владения голосующими акциями публичного общества либо стало лицом, контролирующим акционеров, владеющим соответствующим количеством голосующих акций.

Отметим, что во избежание случаев недобросовестного поведения сторон в корпоративных конфликтах, применения различных схем «давления» на миноритариев и злоупотребления со стороны самих миноритарных акционеров очень важно обновить действующие правила и максимально урегулировать спорные моменты. Однако предложенные изменения в некоторой части могут создать риски для мажоритарных акционеров в части фактической утраты контроля над компанией и ограничивают возможность принятия решений по существенным вопросам деятельности: в части введения последствий в виде снижения права голоса по акциям в случае ненаправления обязательного предложения.

Комментарий эксперта

Реформирование процедуры поглощения не является новой задачей. Еще в 2021 году Минэкономразвития России опубликовало проект изменений с целью публичных обсуждений (ID проекта – 02/04/07-21/00117920) и сейчас данная история получила продолжение в форме законопроекта. Ключевые изменения выглядят следующим образом:

  • замена термина «аффилированные лица» на «связанные лица» для целей определения размера контроля мажоритария;

  • введение правил освобождения от исполнения обязанности по направлению обязательного предложения;

  • комплекс мер защиты миноритариев при нарушении мажоритарием обязанности по направлению обязательного предложения.

Большая часть из указанных в законопроекте изменений касается защиты прав миноритарных акционеров, что является законодательным трендом последних пяти лет. Касательно ключевых изменений, указанных выше, необходимо отметить следующее.

Текущая концепция «аффилированных лиц» позволяет мажоритариям избегать набора необходимого порогового значения в 30% акций и более с помощью использования лиц, действующих с таким «фактическим» мажоритарием в экономических отношениях совместно. Это является злоупотреблением и ущемляет право миноритариев на продажу своих акций в случае смены контроля.

Следует положительно оценить введение освобождения от исполнения обязанности направить обязательное предложение, если мажоритарий планирует перестать (самостоятельно или совместно со связанными лицами) быть владельцем более 30, 50 или 75% голосующих акций. Обязанность по направлению обязательного предложения накладывает на акционера бюрократические, временные и финансовые издержки, поэтому необходимо зафиксировать ситуации, когда можно избежать данные затраты.

В законопроекте отмечаются следующие способы защиты прав миноритариев:

  • право требовать направления обязательного предложения;

  • право требовать возмещения причиненных убытков (в том числе через суд); и (или) приобретения всех или части акций.

В случае, если мажоритарий не выполнил обязанность по направлению обязательной оферты, то часть его голосов не будут учитываться при принятии решений общим собранием акционеров публичного общества до момента надлежащего выполнения своей обязанности.

Указанный инструмент эффективен, поскольку злоупотребляющий/нарушающий мажоритарий теряет существенную часть контроля управления, что является достаточной мотивацией для соблюдения правил по направлению обязательной оферты.

Комментарий эксперта

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предлагаемые изменения обусловлены необходимостью устранения существенных недостатков института поглощения, выявленных по результатам 15-летнего опыта правоприменения. В связи с этим, основная идея законопроекта заключается в совершенствовании регулирования порядка приобретения крупных пакетов акций ПАО. Таким образом изменения законодательства в данной сфере будут способствовать повышению доверия со стороны инвесторов к российскому финансовому рынку.

В случае принятия законопроекта и его подписания Президентом РФ он вступит в силу с 1 октября 2024 года.

Наиболее значимые положения Законопроекта касаются внесения изменений в главу ХI.1 Закона об АО, касающейся приобретения более 30 % акций публичного общества и заключаются в следующем:1

  • обязанность направить обязательное предложение будет распространяться на случаи приобретения мажоритарным акционером косвенного контроля над ПАО (например, путем приобретения акций/долей участия в уставном капитале компании, которая, в свою очередь, является акционером ПАО);

  • механизмы защиты прав миноритарных акционеров будут распространяться не только на акционеров-владельцев голосующих акций ПАО, но и на владельцев привилегированных акций ПАО и владельцев ценных бумаг, конвертируемых в акции ПАО;

  • расширяются способы защиты прав миноритариев в случае ненаправления в их адрес обязательного предложения: так, миноритарии смогут потребовать направления обязательного предложения, возмещения причиненных им убытков, а также выкупа всех или части принадлежащих им акций по определенной цене;

  • устанавливаются дифференцированные пороги ограничения мажоритария в праве голоса до направления им обязательного предложения;

  • устанавливаются основания освобождения мажоритария от направления обязательного предложения;

  • предусматривается возможность отказа миноритария от права на принятие добровольного или обязательного предложения путем заключения соглашения с мажоритарным акционером;

  • устанавливается прямой запрет на учет акций ПАО, приобретенных мажоритарием у связанных лиц, для целей осуществления принудительного выкупа в соответствии со ст. 84.8 Закона об АО; и

  • исключается институт направления мажоритарием при принудительном выкупе акций уведомления иным акционерам о наличии у них права требовать такого выкупа; вместо этого, законопроект содержит право миноритариев самостоятельно направить требование о выкупе.

Так как законопроект был внесен в Госдуму в конце декабря 2023 года, на данный момент он еще не прошел процедуру рассмотрения в первом и последующих чтениях и в ближайшее время можно ожидать предложений по его изменению.


1 Для упрощения понимания, ниже по тексту настоящего обзора: (i) лицо, приобретающее крупный пакет акций ПАО (более 30%, 50% или 75% голосующих акций ПАО), будет именоваться "мажоритарный акционер"/"мажоритарий"; и (ii) прочие акционеры ПАО будут именоваться "миноритарные акционеры"/"миноритарии".



Комментарий эксперта

В конце декабря 2023 года Правительство внесло в Государственную Думу законопроект, направленный на реформирование института поглощений. Предполагается, что вводимые им изменения позволят устранить имеющиеся и подтвержденные многолетней правоприменительной практикой пробелы регулирования и повысят доверие инвесторов к российскому финансовому рынку.

Согласно законопроекту, обязанность направить обязательное предложение возникает не только в случае превышения определенных порогов владения голосующими акциями общества (30, 50 и 75%) связанными лицами – прямыми акционерами, но и в случае, когда консолидация происходит на уровне любого лица, контролирующего прямых акционеров общества (включая конечного бенефициара). До сих пор косвенное владение при проверке преодоления порогов не учитывалось.

Законопроектом предусмотрено полное изменение способов обеспечения исполнения обязательств, возникших на основании добровольного или обязательного предложения. Так, банковская гарантия заменяется независимой гарантией, которую может выдать как кредитная организация, так и иная коммерческая организация, соответствующая требованиям, установленным Банком России. При этом, если эти требования будут чрезмерно жесткими, мажоритарный акционер, не сможет предоставить гарантию, например, одной из компаний своей группы, и вынужден будет либо получать банковскую гарантию, что де-факто нивелирует значимость данного изменения. В то же время установление требований к лицу, выдающему независимую гарантию, безусловно, способствует повышению уровня защиты миноритарных акционеров, т.к. гарантирует получение ими оплаты за продаваемые акции.

Кроме того, обязательства могут быть обеспечены залогом ценных бумаг. Предметом залога могут быть только государственные ценные бумаги Российской Федерации, обращающиеся на организованных торгах не меньше полугода, либо иные ценные бумаги, допущенные к организованным торгам, определенные нормативными актами Банка России. Учитывая ограниченный круг допустимых предметов залога, пока сложно говорить, что данный инструмент будет востребован в качестве основного способа обеспечения.

Одним из самых спорных изменений, предложенных в законопроекте, стало реформирование системы подсчета голосов, которыми может распоряжаться мажоритарный акционер, уклоняющийся от направления обязательного предложения: 

  • при владении более 30% общего числа голосующих акций ограничение при голосовании составит не больше 3/7 голосов прочих акционеров;

  • если лицо перешло порог в 50% общего числа голосующих акций — не больше 50% голосов других акционеров;

  • при переходе порога владения в 75% — не более 75% минус 1 голос остальных акционеров.

Такие радикальные меры должны стимулировать лиц, превысивших установленный порог владения, соблюдать требования о направлении обязательного предложения и, соответственно, обеспечат лучшую защиту миноритариев. Однако данная новелла вызывает значительные опасения, поскольку на практике существенное снижение числа голосов, которыми может распоряжаться мажоритарный акционер, скорее всего, приведет к затруднению или даже полному блокированию принятия корпоративных решений и, как следствие, осложнит деятельность общества. А это, в свою очередь, скажется на положении всех акционеров, включая миноритариев.