В постановлении от 10.11.2023 № Ф04-5208/2023 по делу № А03-17941/2022 АС Западно-Сибирского округа разъяснил, может ли признание налогоплательщика банкротом являться основанием для перевода его основных средств в долгосрочные активы к продаже.
Суть дела
Компания в 2020 г. решением суда была признана банкротом и в отношении нее открыли процедуру конкурсного производства. В 2022 г. компания представила уточненную декларацию по налогу на имущество за 2020 г. По итогам ее проверки инспекция пришла к выводу о занижении налоговой базы в связи с неотражением в декларации остаточной стоимости 14 объектов недвижимого имущества. Компании был доначислен налог на имущество.
Компания же считала, что уплата налога на указанные объекты имущества не предполагается в связи с переводом их из основных средств в долгосрочные активы к продаже. Основанием для такого перевода является признание компании банкротом, что влечет продажу всего имущества и ликвидацию юридического лица. В связи с этим конкурсный управляющий в 2021 г. принял решение о переводе объектов недвижимости из основных средств в долгосрочные активы к продаже. Не найдя поддержки в вышестоящем налоговом органе, компания обратилась в суд с требованием признать решение налоговиков о доначислении налога недействительным.
Решения судов
Суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении ее требований. Из буквального содержания п. 10.1 ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» следует, что для перевода имущества из основного средства в долгосрочные активы к продаже организации необходимо принять решение о продаже и иметь информацию, подтверждающую невозобновление использования имущества.
Компания не представила датируемой 2020 г. информации, которая свидетельствовала бы о принятии ею решений о продаже 14 объектов недвижимого имущества, а также о наличии с ее стороны действий, указывающих на реализацию имущества и невозобновление его использования (в частности, не представлены решения о продаже недвижимого имущества, отсутствует соглашение/договор о продаже имущества, опубликование объявлений о продаже (об объявлении торгов) и т.д.). Фактически информация о порядке, условиях и сроках реализации имущества, о проведении торгов, о заключении договоров купли-продажи, о дате прекращения владения на объекты недвижимости датируется 2022 г. (на один объект — декабрем 2021 г.).
Представленное решение конкурсного управляющего от 30 декабря 2021 г. не является надлежащим доказательством перевода имущества из основных средств в долгосрочные активы к продаже в соответствии с п. 10.1 ПБУ 16/02, поскольку оно не имеет ретроспективного действия в отношении прошлых периодов (то есть 2020 г.). Налогоплательщик вправе принять решение о продаже и переводе основных средств в долгосрочные активы к продаже только на текущую календарную дату.
Суды отклонили довод компании о том, что признание ее банкротом автоматически предполагает продажу всего имущества, а открытие конкурсного производства является принудительной ликвидацией юридического лица. Они указали, что признание должника банкротом и введение процедур банкротства не препятствует осуществлению им финансово-хозяйственной деятельности и не лишает его статуса налогоплательщика по налогу на имущество. Должник не освобождается от выполнения обязанностей, указанных в ст. 23 НК РФ. С учетом положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ определяется лишь порядок выполнения этих обязанностей.