С какими вызовами столкнется отечественное тяжелое машиностроение в 2024 году

| статьи | печать

Уходящий год поставил непростые для отечественного машиностроения вызовы – это и повышение ключевой ставки Центробанка, и усиливающийся кадровый голод среди высококвалифицированных рабочих специальностей, и конкуренция по цене с продукцией китайских производителей. О том, как предприятия намерены с ними справляться, рассказывает Дарья Буйлова, директор по маркетингу и стратегии НАТЭК-Нефтехиммаш.

Риски после увеличения ключевой ставки Центробанка

Увеличение ключевой ставки Центрального банка – событие, которое всегда волнует не только экономистов, но и предпринимателей в различных секторах.

После введения масштабных санкций российские компании начали получать заказы, ранее предоставляемые европейским предприятиям. Локализация производства внутри страны и использование рубля для закупок комплектующих снизили зависимость от доллара. Так что действия Центробанка по стабилизации курса доллара через повышение ключевой ставки для сектора нефтегазового машиностроения в целом не так уж необходимы. Зато повышение ставки даже на несколько процентных пунктов может оказать на них существенное негативное воздействие, особенно при выполнении крупных заказов с длительным производственным процессом. Под них предприятия привлекают кредиты, и теперь такие проекты становятся низкорентабельными в силу того, что заложенная в них “стоимость денег” ниже.

Высокие процентные ставки могут негативно сказаться на инвестиционном климате в стране. Промышленность нуждается в постоянных денежных вливаниях, чтобы сохранять конкурентоспособность, и сокращение инвестиций может замедлить темпы технологического развития и модернизации.

Ситуация осложняется еще и тем, что предприятия тяжелого машиностроения вынуждены вести жесткую конкурентную борьбу с китайскими производителями. Вроде бы уход европейских компаний открыл новые возможности для работы с российскими заказчиками. Однако их место сейчас часто занимают не российские, а китайские подрядчики, предлагающие оборудование по заниженным ценам.

Поэтому важно, чтобы государственные и финансовые институты принимали сбалансированные решения, учитывая потребности промышленных предприятий и обеспечивая поддержку для устойчивого экономического развития. Такой взвешенный подход, учитывающий потребности реального сектора, способен обеспечить стабильность, не ущемляя потенциал роста и развития. Здесь может помочь и установление стратегических партнерств между органами власти и предприятиями – это может выражаться, например, в  субсидирования части ставки по кредитам. 

Приведем конкретный пример. Наше предприятие запланировало увеличение производственных площадей. Мы приобрели 20 тысяч квадратных метров прилегающей территории с целью построить отдельно стоящее здание, оснащенное крановым хозяйством. Также планируется установить линию непрерывного изготовления сосудов высокого давления. "НАТЭК-Нефтехиммаш" – одно из немногих полностью частных предприятий, работающих в секторе тяжелого машиностроения. Мы развиваемся на собственные средства, привлекаем банковские кредиты и планируем использовать софинансирование в рамках госпрограмм поддержки промышленности. Думаю, что перечень таких программ и возможности для поддержки отечественных производителей можно расширить.

Кадровый голод

Промышленные предприятия нуждаются в высококвалифицированных специалистах. Для решения проблем, связанных с нехваткой молодых кадров, необходимо принимать меры как на федеральном уровне, так и на местах. Многие молодые люди не проявляют интерес к работе на заводах, полагая, что там мало платят. Поэтому нужно активнее работать в информационной среде, и рассказывать о возможностях хорошего заработка и быстрого карьерного роста на заводе. Но одних разговоров недостаточно, нужны конкретные материальные стимулы.

Для привлечения молодых специалистов на производство можно инициировать федеральную программу, аналогичную “материнскому капиталу”. На федеральном уровне следует разработать список наиболее дефицитных рабочих специальностей. При регистрации в программе и после первого года работы молодой специалист может получить целевую выплату, например в размере 100 тыс. рублей. Эта практика может продолжаться в течение трех-пяти лет, и при успешной работе и карьерном росте выплаты могут увеличиваться. Важно учесть целевое расходование средств, такие как ипотечные выплаты, собственное образование или обучение детей. Вероятно, большинство участников такой программы будут направлять ежегодные выплаты на досрочное погашение ипотечного кредита, учитывая первоочередную потребность молодых работников в собственном жилье. Подобные меры могут привести к быстрым положительным результатам и сделать труд на производстве более привлекательным для молодежи.

Одним из направлений развития российской отрасли тяжелого машиностроения является увеличение поставок как на внутренний рынок, так и на пространство Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и дружественных стран в Азии, Африке, Латинской Америке. Это новые заказы, развитие сотрудничества с этими странами. Для получения устойчивых позитивных результатов требуются более внушительные инвестиции в обновление производства, квалифицированные кадры и создание более комфортных условий для работы на внутреннем рынке. И тут, как мы уже говорили, необходима комплексная государственная поддержка, как это происходит, например, в отечественной ИТ-индустрии.