Международное энергетическое агентство (МЭА) в январском докладе о состоянии мирового рынка нефти успокаивает ее потребителей наличием достаточных запасов сырья, чтобы смягчить их опасения.
Эксперты МЭА пишут, что растущая геополитическая напряженность на Ближнем Востоке, на долю которого приходится треть мировой морской торговли нефтью, в начале 2024 г. поставила рынки в напряженное положение. Авиаудары США и Великобритании по объектам хуситов в Йемене в ответ на нападения группировки, поддерживаемой Ираном, на танкеры в Красном море вызвали опасения, что эскалация конфликта может еще больше нарушить поток нефти через ключевые торговые точки. Хотя на добычу нефти и СПГ это не повлияло, все большее число судовладельцев отводят грузы от Красного моря.
По мнению авторов доклада, если не допустить значительных перебоев в поставках нефти, предложение на рынке в 2024 г. выглядит довольно хорошим, при более высоком, чем ожидалось, увеличении добычи странами, не входящими в ОПЕК+, что значительно опережает рост спроса на нефть. В то время как политика управления поставками ОПЕК+ может привести к небольшому дефициту на нефтяном рынке в начале года, сильный рост производителей, не входящих в ОПЕК+, может привести к существенному профициту, если дополнительные добровольные сокращения со стороны группы ОПЕК+ будут отменены в II квартале 2024 г.
Аналитики МЭА прогнозируют, что мировые поставки нефти вырастут на 1,5 млн баррелей в сутки до нового максимума в 103,5 млн баррелей в сутки в наступившем году. Северная и Южная Америка во главе с Соединенными Штатами, Бразилией, Гайаной и Канадой будут доминировать в росте в 2024 г., как и регион в прошлом году. После резкого роста добычи в IV квартале 2023 г. мировые поставки нефти, как ожидается, сократятся в этом январе, поскольку резкое похолодание, охватившее Соединенные Штаты и Канаду, негативно сказывается на нефтяных операциях.
В МЭА ожидают, что рост мирового спроса на нефть сократится вдвое — с 2,3 млн баррелей в сутки в 2023 г. до 1,2 млн в этом году, поскольку восстановление после ковида практически завершено, рост ВВП в основных экономиках ниже тенденции, а повышение энергоэффективности и электрификация автопарка ограничивает потребление нефти. В течение 2023 г. темпы роста спроса за пределами Китая значительно замедлились — в среднем примерно до 300 тыс. баррелей в сутки за 2-е полугодие 2023 г. Китай, согласно прогнозу авторов доклада, продолжит лидировать по росту спроса на нефть в 2024 г., при этом его растущий нефтехимический сектор будет занимать все большую долю.
Эксперты агентства констатируют, что в начале 2024 г. риск глобальных перебоев в поставках нефти из-за конфликта на Ближнем Востоке остается повышенным, особенно в отношении потоков нефти через Красное море и, что особенно важно, Суэцкий канал. В 2023 г. примерно 10% мировой морской торговли нефтью, или около 7,2 млн баррелей в сутки сырой нефти и нефтепродуктов, и 8% мировой торговли СПГ проходили через этот крупный торговый маршрут. Основной альтернативный маршрут судоходства вокруг африканского мыса Доброй Надежды продлевает время плавания до двух недель, что усиливает давление на глобальные цепочки поставок и повышает стоимость фрахта и страхования.
МЭА заявляет, что, как всегда, готово решительно отреагировать, если произойдут перебои в поставках и мировому рынку нефти потребуются дополнительные баррели. Совокупные запасы стран — членов МЭА составляют около 4 млрд баррелей, включая 1,2 млрд запасов, контролируемых правительствами и хранящихся исключительно на случай чрезвычайной ситуации. Этот буфер должен помочь смягчить рыночные колебания и тревогу среди правительств, отраслей промышленности и потребителей энергии, успокаивают аналитики агентства.