Сможет ли Балтийский СПГ-кластер преодолеть санкционные препоны

| статьи | печать

Вице-премьер РФ Александр Новак в авторской колонке в журнале «Энергетическая политика» заявил, что в 2024 г. ожидается увеличение экспорта сжиженного природного газа из России на 14%, до 38 млн тонн. К 2035 году, при реализации всех запланированных проектов, Россия сможет производить 100 млн тонн СПГ в год и занять до 20% мирового рынка. Однако развитию новых кластеров, как отмечают эксперты, мешают санкционные ограничения. Смогут ли предприятия с ними справиться, рассмотрим на примере одного из комплексов.

Перечисляя перспективные проекты в своей авторской колонке, вице-премьер отметил комплекс по переработке этансодержащего газа и производству СПГ в районе п. Усть-Луга. Ожидается, что это предприятие станет самым мощным по объему переработки природного газа и крупнейшим в Северо-Западной Европе производителем сжиженного природного газа.

Совместный проект ПАО «Газпром» и АО «РусГазДобыча», направлен на практическую реализацию новой экономической модели комплексной монетизации углеводородных запасов. Оператором проекта выступает компания специального назначения ООО «РусХимАльянс». Решение о конфигурации проекта было принято еще в марте 2019 г., а в мае 2021 г. объявили о начале строительства. Однако санкции и выход западных компаний из проекта затормозили его. Кроме того, заявления европейских политиков о полном отказе от российского газа с 2027 г., поставили вопрос о целесообразности проекта в новых условиях.

В состав проекта включены газоперерабатывающий завод, газохимический комплекс и объекты транспортной инфраструктуры, в том числе логистический комплекс в составе товарно-сырьевой базы, межплощадочной эстакады продуктопроводов и интегрированного морского отгрузочного терминала СПГ-СУГ. Задача объединения в формате единой площадки производства СПГ и этана, как заявлено в презентации проекта, - существенно улучшить экономику и удельные показатели проекта за счет значительного снижения ресурсных и ценовых рисков.

Сырьем для предприятия станет этансодержащий природный газ, добываемый ПАО «Газпром» из ачимовских и валанжинских залежей месторождений Надым-Пур-Тазовского региона. В результате его переработки планируется выпускать до 4 млн тонн этана и 2,2 млн тонн сжиженных углеводородных газов в год. Большая часть метана с проекта будет сжижаться, что позволит производить 13 млн тонн СПГ в год на двух линиях.

Запуск проекта тормозит уход немецкого EPC-подрядчика Linde в 2022 г. В связи с этим сроки по строительству газоперерабатывающего и СПГ-завода в Усть-Луге увеличились на два года, до конца 2026 года. Также возведение СПГ кластера осложняется и тем, что реализация СПГ-проектов в РФ затруднена после введения санкций ЕС, запрещающих поставку ключевого оборудования для крупнотоннажного сжижения.

Еще в октябре 2021 г. компания объявила, что собирается построить и третью линию на 6,5 млн тонн. Первую линию предполагалось запустить в конце 2024 г., вторую — в 2025 г. Оставшийся после переработки газ объемом до 18 млрд кубометров в год планировалось направлять на экспорт по системе газопроводов «Северный поток», но та была взорвана в сентябре 2022 г.

Прямых санкций ЕС и США на поставки газа из РФ нет. Однако проект может испытывать сложности с реализацией на внешних рынках, поскольку европейские страны вводят ограничения на заключение новых контрактов с российскими поставщиками и отказываются продлевать уже заключенные долгоиграющие контракты.

В настоящее время в правительстве готовят нормативную базу, чтобы профинансировать проект «Комплекса по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга» из средств Фонда национального благосостояния. Эксперты полагают, что у проекта рядом с Европой, которая сейчас переходит на альтернативные поставки, все-таки есть будущее. Это и перенаправление на другие рынки, отличные от Европы (через Северный морской путь в Индию и Китай), и возможности импортозамещения технологического оборудования внутренними усилиями.

На вопросы «ЭЖ» о перспективах нового комплекса ответила Дарья Буйлова, директор по маркетингу и стратегии «НАТЭК-Нефтехиммаш».

— Есть ли в России потенциал для импортозамещения оборудования для проекта? Насколько реально заместить его в краткие сроки к 2026 году?

— Объем поставок оборудования на Балтийский кластер очень большой. Насколько нам известно, импортное оборудование успешно замещается российским. Сложности тут могут возникнуть с криогенным технологиями, тут есть задел для роста.

Мы, как производители емкостного оборудования, готовы изготовить полностью локализованное продукт для этого проекта. Причем, у нас есть преимущество – мы можем доставлять крупнотоннажное оборудование водным транспортом. У нас есть выход на волго-донской канал и возможность доставки водным транспортом изделий весом до 1200 тонн. Однако стоит помнить и о китайских поставщиках, которые часто предлагают свои оборудование по заниженным ценам, но при этом к ним нередко возникают вопросы по качеству.

— Как будет развиваться проект, какие резервы (помимо фонда ФНБ) потребуются для его выполнения? Может ли статья Ямал и Мурманск альтернативой проекту?

— Рынок СПГ крайне перспективный и будет активно развиваться в России. Сейчас реализуется много инвестиционных проектов НОВАТЭК и Газпром по строительству СПГ-заводов в России. СПГ – это одна из основ развития газофикации в России, плюс у сжиженного газа огромный экспортный потенциал.

— Есть ли перспективы у развития СПГ в России собственными силами, через импортозамещение? Такого опыта в России пока нет без использования иностранного оборудования.

— Тут дело скорее не в оборудовании, а в технологиях. Правда, в этой сфере мы сейчас также наблюдаем позитивные тенденции.