На рассмотрение нижней палаты парламента внесен законопроект № 540354-8, направленный на упрощение процедуры получения лицензии, в том числе на взаимодействие соискателей с лицензирующими органами, также поправки затрагивают внесение изменений в реестр лицензий, сроки оказания услуги. «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов оценить инициативу.
Получение лицензии предлагается упростить. Соответствующие поправки в закон о лицензировании уже внесены в Госдуму
Комментарий эксперта
Предложенные в законопроекте изменения затрагивают виды оценки в процедуре лицензирования, сроки его проведения и технологизацию некоторых процессов внутри лицензирования.
К слову, на сегодняшний день существует 53 вида деятельности, подлежащих лицензированию в рамках Закона № 99-ФЗ.
Если текущая редакция ст. 19.1 разрешает для целей лицензирования проведение вместо выездной оценки дистанционной только при наличии соответствующей нормы в тексте положений о лицензировании конкретных видов деятельности, то предлагаемая новая редакция статьи, наоборот, предоставляет возможность применить дистанционную оценку к любым видам деятельности, если в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности не установлен «дистанционный» запрет.
С одной стороны, эта мера будет способствовать сокращению сроков проведения оценки, оптимизации таких затрат лицензирующих органов, как: время, денежные средства и человеческий ресурс. С другой стороны, потребуется вдумчивый анализ для выявления отдельных видов деятельности, где просто необходимо законодательное обязывание проведения классических выездных проверок в целях безопасности государства и граждан.
Сейчас законом о лицензировании (ч. 1.1 ст. 14) установлено, что решение о сокращении сроков рассмотрения заявлений о предоставлении лицензии принимается Правительством РФ. Законодатель предлагает переформулировать норму, указав возможность прописывать сокращенные сроки лицензирования в самих положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.
Общий срок для принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе составляет 45 рабочих дней. Очевидно, что в некоторых случаях два месяца — весьма длительная процедура.
Для решения вопроса сокращения общего срока лицензирования в статью о порядке извещения о проведении выездной оценки добавили возможность лицензирующего органа уведомлять заявителя раньше, чем за три рабочих дня до ее проведения, и минимум за один рабочий день, если такая опция будет зафиксирована в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. При этом в ситуации, когда заявитель подавал заявление посредством портала «Госуслуги», ему нужно отслеживать сообщения от лицензирующего органа в своем личном кабинете.
Видится, что сокращение сроков извещения вводится именно для целей оперативного проведения дистанционных оценок.
Сроки принятия решения о прекращении действия лицензии также могут быть сокращены с 10 рабочих дней на меньшее число дней положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Поскольку сейчас при принятии решения лицензирующий орган электронно подписывает в реестре лицензий запись о своем решении, технически копия акта, содержащего такое решение, не может быть сформирована на бумажном носителе. В связи с этим с лицензирующего органа законопроектом снимается обязанность предоставления копий таких актов заинтересованным лицам.
В данном случае подразумевается плановое встраивание процесса цифровизации государственных органов.
По этой же причине предлагается отменить обязанность лицензирующего органа утверждать формы заявлений, если такие заявления поданы на портале «Госуслуги». О снижении нагрузки на лицензирующие органы здесь речи не идет, а только об автоматизации использования форм, упрощении работы с ней заявителей.
Комментарий эксперта
Cейчас к компетенции лицензирующих органов относится утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, о внесении изменений в реестр лицензий, о проведении периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и других используемых в процессе лицензирования документов.
Законопроектом предлагается освободить лицензирующие органы от утверждения форм в случаях, когда подача заявлений осуществляется посредством единого (регионального) портала государственных и муниципальных услуг. Это обусловлено, в частности, тем, что такая форма уже предложена на портале.
Ряд нововведений, предложенных в проекте, направлен на сокращение сроков оказания услуги по выдаче лицензии в положении о лицензировании конкретного вида деятельности. Кроме того, изменения коснутся оценки соответствия лицензиата. В частности, предусматривается следующее регулирование проведения выездной оценки лицензиата:
-
о проведении выездной оценки лицензиат уведомляется лицензирующим органом за три рабочих дня до начала ее проведения, если меньший срок (но не менее одного рабочего дня) не предусмотрен положением о лицензировании (кстати, снова речь идет о возможности положением о лицензировании установить более короткий срок для уведомления);
-
предусмотрен дополнительный вид уведомления о проведении выездной оценки: уведомление с использованием личного кабинета лицензиата (соискателя лицензии) на едином (региональном) портале государственных и муниципальных услуг;
-
предусмотрено проведение выездной оценки с использованием средств дистанционного взаимодействия, если иное не установлено положением о лицензировании. Исходя из буквального толкования, этот порядок будет приоритетным, если иного не будет установлено положением о лицензировании отдельного вида деятельности. Сейчас дистанционная оценка проводится только в случае, если возможность проведения оценки дистанционно прямо предусмотрена в положении о лицензировании конкретного вида деятельности.
Законопроект также предлагает сузить альтернативу предоставления сведений из реестра лицензий. Действующая редакция Закона о лицензировании предусматривает возможность по выбору заявителя получить сведения о конкретной лицензии в форме электронного документа в виде выписки из реестра, либо в виде копии акта лицензирующего органа, либо в виде справки об отсутствии указанных сведений. Редакция законопроекта предлагает исключить из указанного выше перечня предоставление сведений в виде копии акта лицензирующего органа. Такое изменение связано прежде всего с тем, что некоторые решения лицензирующего органа могут быть приняты посредством подписи соответствующей записи в реестре лицензий (в этом случае отсутствует как таковой акт лицензирующего органа, в связи с чем не может быть оформлена и его копия).
Комментарий эксперта
На мой взгляд, изменения во многом направлены на фиксацию в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) текущей практики взаимодействия с лицензирующими органами. Тем не менее они призваны упростить для заявителей процедуру лицензирования.
Так, при получении лицензии для отдельных видов деятельности, а также при подаче заявления на прекращение действующей лицензии предусматриваются сокращенные сроки, в которые рассматриваются документы заявителей. Помимо прочего, упрощается процесс взаимодействия с лицензирующими органами при предоставлении лицензии, внесении изменений в реестр лицензий и оказании иных государственных услуг в сфере лицензирования посредством обращения в лицензирующие органы с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг. Такая возможность была закреплена и прежде, новшество же заключается в том, что формы заявлений для соискателей лицензий не будут утверждаться лицензирующими органами. На портале «Госуслуги» предусмотрена автоматизированная форма, которая упрощает процесс обращения заявителей.
Законопроектом предусматривается возможность проведения дистанционной оценки лицензиата в случае, если обратное не закреплено в положении о лицензировании конкретного вида деятельности. Это действительно качественное изменение по-настоящему упрощает взаимодействие с лицензирующими органами, поскольку экономит массу времени.
Поправками в Закон № 99-ФЗ исключается представление лицензирующим органом по запросу заинтересованных лиц копий актов лицензирующего органа о принятых решениях (например, решения о предоставлении лицензии). По сути, закрепляется давно сложившаяся, исходя из положений Закона № 99-ФЗ, практика, согласно которой решения могут быть приняты лицензирующим органом посредством подписи соответствующей записи в реестре лицензий. То есть лицензирующие органы на бумажном носителе документы уже давно не предоставляют, поскольку вся информация о лицензии содержится в соответствующем реестре.
Таким образом, в законопроекте во многом отражено и закреплено текущее положение дел и сложившаяся практика.
Комментарий эксперта
Проект предусматривает изменения, которые облегчат процедуры получения лицензий для заявителей. Например, п. 3 ч. 2 ст. 5 Закона № 99-ФЗ дополнен нормами, согласно которым не требуется представление формального заявления, если документы будут поданы с использованием портала «Госуслуг». Это действительно замечательно, что лицензирующие органы активно переходят к электронному документообороту и принятию заявлений в электронном формате и постепенно отказываются от стандартного процесса в виде огромной кипы бумаг, очередей и потраченных нервов. Такие действия способствуют улучшению доступности и оперативности процесса лицензирования, а также снижению бюрократических барьеров для заявителей.
Изменения в ч. 1 ст. 14 и ч. 17 ст. 18 Закона № 99-ФЗ направлены на сокращение сроков оказания государственных услуг в области лицензирования — это определенно большой плюс для соискателя лицензии. Однако здесь может возникнуть вопрос о том, будет ли справляться лицензирующий орган в случае большого количества заявлений.
Поправки предлагаются и в ч. 9 и 10 ст. 19 Закона № 99-ФЗ о том, что лицензиаты уведомляются лицензирующим органом за три рабочих дня до начала ее проведения, если меньший срок (но не менее одного рабочего дня) не предусмотрен положением о лицензировании конкретного вида деятельности, любым доступным способом, в том числе посредством направления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, на адрес электронной почты соискателя лицензии, лицензиата. Осведомленность лицензиата о предстоящей проверке за три дня до ее начала позволит ему в более спокойном темпе подготовить всю необходимую техническую документацию, оборудование, территорию объекта.
Кроме того, проведение выездных оценок посредством дистанционных средств в настоящее время в области лицензирования встречается все чаще, чем стандартная выездная оценка. Дистанционная проверка значительно помогает оптимизировать процессы и сэкономить время для всех сторон. Это важный шаг в направлении улучшения условий для предпринимателей и облегчения взаимодействия с государственными органами.
Также приветствуется дополнение ст. 20 ч. 16 Закона о том, что срок принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности может быть сокращен в положении о лицензировании конкретного вида деятельности. Указанные изменения позволят быстрее исключить лицензиата из реестра лицензий, что также является положительным фактором.
В целом законопроект нацелен на облегчение взаимодействия лицензиатов с государственными органами, что определенно не может не радовать!
Комментарий эксперта
Законопроект предполагает внесение изменений, которые благоприятно повлияют на организацию и проведение процесса лицензирования как для лицензирующих органов, так и для лицензиатов, поскольку они фактически направлены на ускорение и оптимизацию процесса лицензирования.
Ввиду возможности сокращения положениями о лицензировании конкретных видов деятельности сроков оказания услуг по лицензированию, а также сроков оказания услуг по прекращению действия лицензии, оказание услуг по лицензированию будет осуществляться более оперативно, что в свою очередь может позитивно сказаться на количественных показателях в части оказанных услуг по лицензированию и увеличить продуктивность работы лицензирующих органов.
Также предложенные изменения могут повлиять на формировании у хозяйствующих субъектов положительного отношения к самой процедуре лицензирования, поскольку сокращение времени на лицензирование и упрощение данной процедуры несомненно повысит заинтересованность предпринимателей в лицензировании осуществляемой ими деятельности, что в свою очередь сократит количество случаев осуществления предпринимательской деятельности без получения лицензии и, как следствие, нарушений действующего законодательства. Изложенные обстоятельства помогут в целом повысить правовую культуру в предпринимательской среде.
Предлагаемые изменения несомненно приведут к расширению сферы проведения дистанционных оценок (выездных оценок с применением средств дистанционного взаимодействия) в отношении соискателей лицензии, поскольку в настоящее время проведение дистанционных оценок возможно лишь в силу прямого указания на то положений о лицензировании конкретных видов деятельности, а законопроект, напротив, предполагает проведение дистанционных оценок во всех случаях, если иное не указано в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.
Соответственно, предлагаемые изменения приведут к существенному ускорению проведения выездных оценок, что позитивно повлияет как на сокращение сроков получения лицензии, что отвечает интересам соискателей лицензий, так и на оптимизацию процессов проведения оценок, что соответствует интересам лицензирующих органов.
Помимо сокращения и упрощения процедуры лицензирования предложенные изменения в целом отражают тенденцию на цифровизацию, поскольку предусматривают возможности расширения применения средств дистанционного взаимодействия лицензирующих органов и соискателей лицензии.
Также изменения предусматривают расширение возможностей электронной коммуникации лицензирующих органов и соискателей лицензии в части информирования соискателей лицензии о проведении в отношении них выездных оценок.
Резюмируя изложенное выше, можно сделать вывод о стремлении законодателя упростить, ускорить и оптимизировать в условиях использования цифровых технологий оказание услуг, связанных с получением и прекращением действия лицензий, что позволит вывести работу лицензирующих органов на качественно новый уровень и увеличить количественные показатели оказываемых услуг. Также предлагаемые изменения позитивно повлияют как на сами возможности получения хозяйствующими субъектами лицензий, так и на желание реализовывать данные возможности более простым и быстрым путем, предлагаемым законодателем.