Проблемные вопросы определения налогового резидентства физических лиц в 2024 году: что нужно знать?

| статьи | печать

Определение статуса налоговый резидент/нерезидент имеет значения для широкого круга жизненных ситуаций: при уплате налогов в качестве физического лица при продаже имущества, самозанятого лица, дистанционной работы или при получении дивидендов от иностранной компании. В материале разберемся, чем важен статус налогового резидента, при каких условиях можно быть признанным нерезидентом, по какой ставке заплатить налоги.

Исходя из принадлежности к налоговым резидентам того или иного государства, налоговые органы определяют объем доходов, с которых физическое лицо должно уплачивать налог. В Российской Федерации статус налогового резидента непосредственно влияет на ставку по налогу на доходы физических лиц; так, ставка для резидентов составляет 13(15)%, а для нерезидентов — 30%.

Каждое государство самостоятельно устанавливает критерии для определения налогового резидентства. Так, можно выделить несколько общепринятых в мировой практике критериев, исходя из которых можно определить статус налогового резидента: местонахождение постоянного жилища; центр жизненных интересов; домициль (наиболее распространенно в Великобритании); страна постоянного местопребывания; гражданство и т.д.

В России применяется довольно простой критерий определения налогового резидентства — страна постоянного местопребывания. Статус налогового резидента России автоматически получает физическое лицо, которое находилось на территории страны 183 дня или более в течение 12 месяцев, идущих подряд (ст. 207 НК РФ). Это касается не только граждан РФ, но и иностранцев, а также лиц без гражданства. При этом не обязательно, чтобы год совпадал с календарным: стать резидентом можно, например, проведя на территории страны необходимое количество дней с июня 2022 г. по июнь 2023 г.

Несмотря на то что указанный критерий признания лица налоговым резидентом является довольно четким и недвусмысленным, в письме ФНС России от 27.12.2023 № ШЮ-4-17/16342@ (далее — Письмо от 27.12.2023) подтверждаются положения НК РФ и обращается внимание на то, что иных критериев в целях признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации, в том числе критериев гражданства или наличия вида на жительство, в настоящее время в Кодексе не содержится. Иностранное гражданство, наличие иностранного вида на жительство и прочее само по себе не свидетельствует об отсутствии статуса налогового резидента Российской Федерации.

Однако несмотря на указанные положения, законодательство предусматривает и ряд исключений, а именно случаи, когда физическое лицо отсутствовало в России более 183 дней и все равно сохранило статус налогового резидента:

  • физическое лицо отсутствовало из-за лечения;

  • физическое лицо отсутствовало из-за обучения за границей сроком до шести месяцев;

  • физическое лицо является военнослужащим или сотрудником органов власти и находится в зарубежной командировке;

  • в случае если между Российской Федерацией и другим государством заключен международный договор (соглашение об избежании двойного налогообложения), устанавливающий иные критерии для признания лица налоговым резидентом.

Ярким примером иных критериев для признания лица налоговым резидентом является Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал».

Так, налоговые органы первостепенно обращают внимание на наличие у физического лица постоянного жилища. Если лицо обладает постоянным жилищем в обоих государствах, то налоговые органы анализируют, где именно располагается центр жизненных интересов физического лица.

В случае когда центр жизненных интересов располагается и в России, и в Казахстане, налоговые органы исходят из наличия гражданства того или иного государства у физического лица. Если лицо является гражданином обоих государств или ни одного из них, то вопрос налогового резидентства физического лица решается компетентными органами по взаимному согласию.

Ситуации, когда статус налогового резидента играет важную роль

С потерей или же, наоборот, приобретением статуса налогового резидента наступают последствия, о которых важно знать каждому физическому лицу. Так, статус резидента может повлиять не только на налоговую ставку по НДФЛ, но и на вычеты, уведомления ИФНС о зарубежных банковских счетах и т.д.

Физическим лицам — налоговым резидентам, у которых есть зарубежные банковские счета, необходимо обратить внимание на то, что налоговые органы необходимо уведомлять о движении денег по зарубежному счету не позднее 1 июня следующего года.

Если лицо теряет статус налогового резидента, то обязанность уведомлять налоговые органы о наличии банковских счетов за рубежом отпадает.

При этом важно отметить, что непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.25, 19.4, 19.7 КоАП РФ).

Рассмотрим ситуацию. В 2023 г. физлицо купило квартиру и на конец года оно считалось резидентом. В 2024 г. указанное физлицо стало нерезидентом, а в 2025-м — снова вернуло статус налогового резидента.

В этом случае такое лицо сможет получить вычет по доходам 2023 и 2025 годов.

Также на практике часто возникает вопрос, может ли налоговый нерезидент при продаже квартиры учесть расходы на ее приобретение?

Нерезиденты, определяя налоговую базу по налогу на доходы физических лиц при продаже жилья, не вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, а следовательно, не вправе уменьшить доходы от продажи квартиры на расходы, связанные с ее приобретением.

Релокация сотрудников: налогообложение в 2024 г.

В прошлом году вопрос признания налоговым резидентом довольно остро встал у релокантов, уехавших работать за рубеж, но при этом получающих доходы от источника в Российской Федерации. Релокантами являются лица, которые временно переехали на новое место жительства и в дальнейшем планируют возвращение обратно. Это обусловлено тем, что доходы релокантов, находящихся за рубежом более 183 дней и получающих денежное вознаграждение от источника в РФ, должны облагаться по повышенной ставке НДФЛ 30%. При этом ст. 208 НК РФ содержит список доходов, которые могут быть отнесены к доходам от источника в Российской Федерации.

Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ внесены поправки в налоговое законодательство в части особенностей налогообложения доходов граждан, работающих удаленно с российскими организациями по трудовым договорам и договорам ГПХ.

Согласно указанному закону, вознаграждения и иные выплаты дистанционным работникам, полученные за выполнение трудовых обязанностей, должны облагаться НДФЛ по стандартной ставке 13%, а при превышении порога в 5 млн руб. необходимо применять повышенную ставку в размере 15%.

Начиная с 1 января 2024 г. указанный порядок распространяется и на дистанционных работников, имеющих договор с российской организацией, вне зависимости от статуса налогового резидента (подп. 6.2 п. 1 ст. 208 НК РФ).

Какими документами подтвердить статус налогового резидента?

Как показывает практика, одним из самых часто возникающих у налогоплательщиков вопросов является вопрос: какими документами можно подтвердить статус налогового резидента? Это недопонимание обусловлено тем, что Налоговый кодекс не содержит списка документов, необходимых для подтверждения статуса налогового резидента.

Тем не менее налоговые органы учли обращения граждан по этому вопросу и в Письме от 27.12.2023 указали, что к документам, подтверждающим пребывание в Российской Федерации более 183 дней, могут быть отнесены:

  • копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;

  • квитанции о проживании в гостинице;

  • миграционная карта;

  • табель учета рабочего времени;

  • другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации.

Как получить документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, и в каких ситуациях он может понадобиться?

Для получения документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, налогоплательщику необходимо заполнить и направить заявление о представлении документа, подтверждающего статус резидента. Форма заявления утверждена приказом ФНС от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@ (далее — Приказ). В соответствии с этим документом заявление представляется налогоплательщиком в ФНС или уполномоченный налоговый орган (МИ ФНС по ЦОД).

Выделяется два способа подачи такого заявления:

  • лично;

  • через интерактивный сервис на сайте ФНС;

  • почтой в адрес МИ ФНС по ЦОД.

При этом налоговый орган сообщает, что приоритетным способом подачи является интерактивный сервис (Письмо от 27.12.2023). Это обусловлено тем, что налоговый орган на протяжении длительного времени развивает электронный документооборот в целях улучшения качества предоставляемых государственных услуг и оптимизации форматов документов.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента, может понадобиться в ситуации, когда физическое лицо получает дивиденды от иностранной компании и планирует применить льготные ставки по налогу у источника выплаты (применимо в том случае, если между Россией и иностранным государством заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения). В указанной ситуации для применения льготной ставки физическому лицу понадобится документ, подтверждающий его налоговое резидентство в РФ.

Не менее частым вопросом, возникающим у физических лиц, является вопрос: как можно подтвердить отсутствие статуса налогового резидента РФ. Федеральная налоговая служба указала, что налоговое законодательство не предусматривает выдачу какого-либо специального документа, свидетельствующего о том, что физическое лицо не является налоговым резидентом РФ (Письмо от 27.12.2023).

Таким образом, в случае, когда физическому лицу нужно подтвердить свой статус нерезидента, то по аналогии с подтверждающими документами такое лицо может предоставить копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице, миграционную карту, табель учета рабочего времени и/или другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица за пределами Российской Федерации.

Немаловажным является момент — в каких ситуациях физлицам может понадобиться подтверждение отсутствия статуса налогового резидента?

Согласно ст. 25.13 НК РФ контролирующим лицом контролируемой иностранной компании (КИК) может быть только налоговый резидент РФ. Чтобы не отчитываться по правилам КИК в РФ и не платить налог с нераспределенной прибыли КИК в РФ, физлицо должно подтвердить, что на дату его предполагаемого признания контролирующим лицом КИК (31 декабря) оно не являлось налоговым резидентом РФ.

Кроме того, налоговый орган обращает внимание на важный аспект: отказ в выдаче документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, не является подтверждением отсутствия у заявителя статуса налогового резидента Российской Федерации.

Как налоговые органы выявляют нерезидентов?

Как показывает практика, в конце 2023 г. физлица стали получать требования от ФНС, согласно которым нужно предоставить информацию, на основании которой можно сделать выводы о наличии или отсутствии статуса налогового резидента.

Так, налоговые органы в требованиях о предоставлении документов (информации) запрашивали следующие данные:

  • копию российского паспорта налогоплательщика;

  • копии всех страниц заграничного паспорта при его наличии;

  • информацию о количестве дней, проведенных за пределами РФ;

  • копии документов, подтверждающих гражданство или наличие вида на жительство (ВНЖ) иностранных государств;

  • выписки по счетам в иностранном банке;

  • документы, подтверждающие совершение валютных операций по иностранным счетам.

В требованиях налоговый орган указывал, что документы запрашиваются в рамках проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства1.

При этом стоит отметить, что, исходя из полученной информации, налоговые органы потенциально могут привлечь налогоплательщиков к ряду возможных правонарушений, например, в связи с непредставлением налоговой декларации по форме 3-НДФЛ с отражением сумм дохода, полученных по зарубежным счетам или, как указывалось ранее, в связи с непредставлением уведомлений и отчетов о движении денежных средств по зарубежным счетам.

***

По результатам изложенного становится видно, как много правовых последствий влечет за собой наличие или отсутствие статуса налогового резидента.

Физическим лицам, которые часто въезжают или же выезжают за пределы Российской Федерации, особенно важно следить за количеством проведенных на территории России дней, учитывая специальные правила для учебы или же лечения за границей. Такой контроль необходим не только для того, чтобы иметь возможность заявлять вычеты или же применять пониженные ставки, но и для того, чтобы избежать претензий со стороны налогового органа.

Так, в случае четкого и своевременного отслеживания статуса налогового резидента вероятность доначисления налогов по повышенной «нерезидентской» ставке или же наложение штрафа за непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, значительно снижается.


1 ФНС заинтересовалась двойным гражданством и ВНЖ россиян // https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/12/21/1012183-fns-zainteresovalas-dvoinim-grazhdans....

 

Ситуация

Последствия

Оформление налоговых вычетов

Письмо Минфина России от 21.04.2021 № 03-04-05/30162: «имущественные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 220 НК РФ, в отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, полученных от продажи недвижимого имущества, не применяются». Письмо Минфина России от 24.06.2021 № 03-04-05/49855: «Пунктом 3 ст. 224 НК РФ установлено, что в отношении доходов, полученных физическим лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, применяется налоговая ставка 30%. <…> если налогоплательщик по итогам соответствующего налогового периода будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, то его доход от продажи в указанном налоговом периоде недвижимого имущества подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке по ставке в размере 13% с применением имущественного налогового вычета, установленного ст. 220 НК РФ»

Физическое лицо работает за рубежом, п. 3 ст. 224 НК РФ

По общему правилу доходы нерезидента облагаются по повышенной ставке в размере 30%. Однако с 1 января 2024 г. в отношении лиц, работающих за рубежом, начали действовать новые правила

Физическое лицо продает имущество раньше минимального срока владения

Минимальный срок владения имуществом установлен в виде трех или пяти лет в зависимости от вида имущества. Так, при продаже имущества после определенного срока владения физическое лицо освобождается от налогообложения. Для налоговых резидентов такой срок составляет три года, для налоговых нерезидентов минимальный срок владения составляет пять лет. Если физическое лицо продает имущество до истечения минимального срока владения, то доход от продажи имущества облагается по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов

Физическое лицо является владельцем счета за границей, ч. 2 ст. 12 и ч. 10 ст. 28 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

В случае если физическое лицо, являющееся налоговым резидентом, открывает банковский счет за рубежом, оно обязано уведомить ИФНС о наличии такого счета не позднее 30 дней с момента открытия.

Аналогичное уведомление нужно подать и в случае закрытия такого счета

Самозанятые и ИП, применяющие патентную систему налогообложения или упрощенную систему налогообложения, работают за рубежом, письмо ФНС от 12.10.2020 № АБ-4-20/16632@

Если самозанятый нерезидент работает за рубежом и получает доходы от иностранных заказчиков, эти доходы не облагаются российским НПД.

При этом с доходов от российских заказчиков придется платить, как и прежде, 4 или 6%