Переход от УСН к общему налоговому режиму: требуется реформа законодательства

| статьи | печать

В прошлом номере газеты были затронуты вопросы, связанные с минимизацией проблемы дробления бизнеса. Поговорили о том, что для решения этой задачи необходимы введение специальных норм в налоговое законодательство, настройка УСН в соответствии с современными потребностями. Возникает ли необходимость корректировки законодательства в части перехода от специального к общему налоговому режиму и правил взимания НДС при применении УСН? В этом номере мы вместе с Вадимом Зариповым, руководителем аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп», продолжили разбирать возникающие вопросы.

«ЭЖ»: Что лежит в основе предлагаемых изменений законодательства в части перехода от специального к общему режиму налогообложения?

В.З.: В основу формирования переходного режима может быть положен налоговый маневр: определение лимита доходов не по лицу, а по группе взаимозависимых лиц, с одновременным повышением лимита и введением прогрессивной шкалы налоговых ставок исходя из официальных размеров микро- и малого бизнеса (см. таблицу).

Налоговые ставки в зависимости от размера бизнеса

Уровень

Ставка

Размер лимита

Индивидуально или по группе

Зависимость от вида деятельности и участия в едином процессе

I

Пониженная

120 млн

По группе

Если одинаковый вид или единый процесс

II

Обычная

300 млн

По группе

Если одинаковый вид или единый процесс

III

Повышенная

800 млн

По группе

Независимо от вида деятельности и участия в едином процессе1

 

Размер ставок и конкретные лимиты необходимо рассчитать исходя из показателей бизнеса и последствий для федерального и региональных бюджетов.

Важно определить, кто подлежит включению в группу и как правильно определить вид деятельности того или иного участника группы. Сегодня для этого используется слишком расплывчатое и широкое понятие взаимозависимости: фактически это некие особые отношения между лицами, способные повлиять на результаты их экономической деятельности (п. 1 и 7 ст. 105.1 НК РФ).

По нашему мнению, предпочтительней использовать понятие контролирующих лиц, получающее стремительное осмысление и наполнение благодаря бурно развивающейся практике привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц (глава III.2 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Необходимо ввести в налоговое законодательство определение такого понятия. Например, установить, что группа лиц — это совокупность лиц, имеющих общее контролирующее лицо, а контролирующее лицо — это физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее в соответствующем периоде право давать обязательные для исполнения указания или возможность иным образом определять действия иного лица2.

В целях упрощения и унификации процессов можно установить в порядке законодательной фикции, что вид деятельности определяется по деятельности, от которой получена наибольшая выручка в соответствующем периоде.

Возможно, в отдельных случаях налогоплательщикам надо предоставить право доказывать налоговому органу наличие достаточной самостоятельности участников схемы, несмотря на формальные признаки группы, а при отсутствии самостоятельности подтверждать бизнес-логику (деловую цель) такой организации бизнеса.

От лимита по количеству сотрудников желательно отказаться, что будет способствовать и большей занятости, и прозрачности трудовых отношений.

Отметим, что новые правила могут предусматривать возможность проведения тематической проверки одновременно в отношении всех лиц, подозреваемых в схеме, с вынесением одного общего решения. Если в результате пересмотра установлено, что лимит превышен, то перерасчет налогов по общей системе должен производиться каждому, кто использовал спецрежим, а не путем консолидации доходов на одно лицо, выбранное налоговым органом.

Если взыскание с участников группы невозможно, то недоимка взыскивается субсидиарно с контролирующего лица. Если несколько контролирующих лиц — субсидиарная ответственность применяется к ним солидарно.

«ЭЖ»: Нужны ли будут еще какие-то дополнительные меры для безболезненного перехода с одного режима налогообложения на другой?

В.З.: В силу многообразия хозяйственных ситуаций неизбежны пограничные ситуации, когда отнести лицо к группе или определить его вид деятельности налогоплательщику затруднительно. На этот случай необходим специальный сервис — предварительная (а не последующая, как при проведении выездных проверок) квалификация налоговым органом группы и вида деятельности (по аналогии с мотивированными мнениями в рамках налогового мониторинга). Функционирование сервиса может выглядеть следующим образом.

Налогоплательщик вправе (но не обязан) обратиться в регио­нальное управление налоговой службы с заявлением о выдаче предварительного заключения. В заявлении он должен раскрыть значимые обстоятельства, которые усматривает для правильной квалификации права на УСН, и лиц, которые могут относиться к его группе. Налоговый орган обязан предоставить налогоплательщику информацию по теме, а также вправе направить запросы, налогоплательщик вправе дать на них ответы. Налоговый орган не позднее двух-трех месяцев выдает свое заключение о том, кто из указанных лиц входит в группу, а кто не входит.

С целью проактивного администрирования возможны инициативные заключения налогового органа. Если у налоговой есть информация о несоответствии налогоплательщика требованиям, она обязана своевременно направить ему заключение об этом. Если заключение не направлено, налоговый орган лишается права ссылаться в дальнейшем на эту информацию.

Налогоплательщик вправе учесть заключение и внести уточнения (провести согласительную процедуру в ФНС, оспорить в суде). Если проигнорировал, то может быть назначена специальная тематическая проверка. Если же оспорить в суде не удалось, налогоплательщик обязан исполнить заключение.

«ЭЖ»: Плательщики единого налога при УСН не признаются плательщиками НДС. Благо ли это? Возникает ли необходимость корректировки правил взимания НДС?

В.З.: В силу особого метода исчисления НДС, отличного от всех других налогов (инвойсного, по разнице сумм в счетах-фактурах), отсутствие статуса плательщика НДС в каких-то случаях облегчает налоговое бремя, но в других случаях, наоборот, увеличивает налоговую нагрузку на добавленную стоимость в цепочке операций.

Однозначно освобождение от НДС выступает налоговой льготой лишь при реализации другим неплательщикам НДС.

Если покупатель — плательщик НДС, то наличие у продавца статуса неплательщика НДС приводит к потере вычетов и завышению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

Соответственно, освобождение от НДС подходит розничному сектору, но не подходит производственному, особенно такому, у которого в цене производимой продукции доля материальных затрат (в стоимости которых есть «НДС»3) велика.

Поэтому в позиции бизнеса, который говорит одновременно и об освобождении от НДС, и о том, чтобы быть плательщиком НДС, нет противоречия. Первое нужно главным образом тем, кто работает в секторе потребления. Второе — тем, кто работает с другими производителями.

Если в структуре цены продукции большую долю занимает добавленная стоимость, то потеря налоговых вычетов незаметна и предпринимателю может быть вполне приемлемо работать как неплательщику НДС. Но экономический расклад (в целом выгодно или нет) формируется и может быть определен только применительно к каждому конкретному предпринимателю, поэтому статус плательщика НДС должен быть для упрощенцев правом (по выбору), а не обязанностью.

Очевидно, что расширение круга реальных плательщиков НДС за счет упрощенцев не приводит к снижению налоговых поступлений в федеральный бюджет.

В то же время отсутствие у спецрежимников статуса плательщика НДС является одной из экономических причин появления подставных компаний.

Отказывая спецрежимникам в статусе плательщиков НДС, государство своими руками создает разрыв документального (в счетах-фактурах) перепредъявления вычетов, который восполняется затем криминальным способом.

Например, лесозаготовители — это, как правило, компании малого бизнеса, применяют УСН, в том числе в связи с простотой учета. Для ведения деятельности они приобретают лесозаготовительную технику, запчасти, топливо, транспортные услуги и другие материальные ресурсы, в цене которых их поставщиками выделен «НДС». Но транслировать эти суммы «НДС» основным своим покупателям (бумажным, фанерным и другим лесоперерабатывающим предприятиям) они не могут. В результате покупатели теряют налоговые вычеты и цена сырья для них возрастает. Получается, что отказ в статусе плательщика НДС разрушает экономику производственной цепочки. Это, заметим, нарушает требование п. 3 ст. 3 НК РФ о том, что налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Покупатели хотят работать с плательщиками НДС, чтобы за счет налогового вычета стоимость приобретаемых ресурсов была меньше. Отсутствие статуса плательщика НДС мешает малому бизнесу встраиваться в производственные цепочки, приводит к возникновению различных споров между контрагентами, с антимонопольными и другими государственными органами.

Разрушенную экономику процесса предприниматели пытаются «лечить» встраиванием своеобразных «прокладок» — подставных компаний (именуемых также фирмами-однодневками, техническими компаниями), которые не уплачивают налог со своей наценки. Это означает, что в значительной мере ситуация с распространением криминальных способов возмещения НДС спровоцирована несовершенством законодательного регулирования налоговых спецрежимов.

Поэтому предоставление упрощенцам статуса плательщика НДС не увеличит, а наоборот, уменьшит количество налоговых правонарушений и преступ­лений.

Долгое время сельхозпроизводители, уплачивающие ЕСХН, также не признавались плательщиками НДС. Отсюда рост уклонения от уплаты НДС и криминального возмещения, особенно на юге России. Законодатель фактически признал ошибочность такого подхода: с 2019 г. плательщики ЕСХН имеют возможность быть плательщиками НДС, что заметно снизило напряженность в данной сфере.

По такому же примеру надо предоставить плательщикам единого налога при УСН возможность быть плательщиками НДС.

В отношении плательщиков ЕСХН это реализовано как право на освобождение от НДС по правилам п. 1 ст. 145 НК РФ. То есть все плательщики ЕСХН признаются плательщиками НДС, а для небольших (выручка до 60 млн руб. в год) есть право применять освобождение в уведомительном порядке. Для УСН можно использовать такую же «традиционную» модель или можно в главе 26.2 НК РФ предусмотреть, что налогоплательщик раз в год вправе добровольно подать уведомление о признании себя плательщиком НДС.

«ЭЖ»: ФНС продвигает такой вид контроля, как налоговый мониторинг. Или, например, в соответствии с Федеральным законом от 25.02.2022 № 17-ФЗ проводится эксперимент, связанный с применением Автоматизированной упрощенной системы налогообложения (АУСН). В этих направлениях нужно что-то дополнять или менять на законодательном уровне?

В.З.: Налоговый мониторинг предложено сделать доступным компаниям среднего бизнеса, понизив барьер для входа до 800 млн руб. (проект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ), ID проекта: 13491602/04/01-23/00134916).

Налоговый мониторинг предполагает целый ряд преференций, хотя и требует значительных вложений, особенно «на входе».

Что касается АУСН, напомним, что этой системой вправе воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели, у которых доходы не превысили в текущем календарном году 60 млн руб.4

Компании с доходом от 60 до 800 млн руб. выпали из процесса цифровизации налогового администрирования, что лишь усугубляет их положение. В то время как по сравнению с налогом на прибыль и НДС само исчисление единого налога при УСН достаточно простое и доступное для автоматизации: это либо доходы, либо доходы за вычетом расходов по закрытому, законодательно определенному перечню, где почти не требуется субъективная оценка обоснованности затрат.

Повышение предела упрощенной системы налогообложения до 800 млн руб. с перспективой расширения АУСН позволит закрыть лакуны цифровизации и исключить дискриминацию значительной части бизнеса.

«ЭЖ»: Государство стремится развивать малый и средний бизнес. Для этих организаций создаются комфортные условия в регионах, например, действуют налоговые льготы, могут применяться пониженные ставки УСН. При этом существует и обратная сторона медали. В этих условиях возникает недобросовестная конкуренция среди регионов. Какие шаги необходимо сделать в этом направлении?

В.З.: Да, ряд регионов ввел пониженные ставки УСН для тех, кто зарегистрировался у них5. В результате налоговая выгода приобретается за счет лишь формального действия, что усиливает «аппетит» к дроблению. Возникает недобросовестная конкуренция регионов, более того — вновь происходит их внутренняя офшоризация, разрушающая единую налоговую систему.

Такая мера противодействия, как ограничение на федеральном уровне нижнего порога ставок, была бы слишком грубым и неповоротливым механизмом.

По-видимому, пришло время ввести понятие места нахождения организации и индивидуального предпринимателя для целей налогообложения — региональное налоговое резидентство.

Не исключено, что такие критерии, как фонд оплаты труда, количество сотрудников, стоимость основных средств, используемые для корректного распределения налога на прибыль по региональным бюджетам, в данном случае неприменимы и потребуется найти другие, более адекватные, но легко администрируемые критерии.

Желательно предусмотреть специальный сервис — выдачу предварительных заключений о резидентстве.

«ЭЖ»: Нужно ли учитывать территориальные различия для установления лимита по УСН?

В.З.: Россия — действительно огромная страна, и довольно странно, что до сих пор для всех регионов, несмотря на объективные и весьма существенные различия между ними, установлен единый лимит УСН.

Крайний Север, приравненные к нему местности и Дальний Восток — это:

  • неблагоприятный климат и высокие расходы на отопление;

  • удаленность от центров производства и большие расстояния;

  • труднодоступность населенных пунктов и низкая плотность населения;

  • госрегулирование торговых надбавок и высокие тарифы;

  • районные коэффициенты, северные надбавки и другие дополнительные обременения работодателей.

Больше расходы — больше и доходы, поэтому общий для всех лимит выручки не соответствует рентабельности бизнеса в этих регионах. Соответственно, в ходе комплексного реформирования необходимо ввести дифференцированный «региональный коэффициент» для лимита по УСН.

«ЭЖ»: Подведем итоги вышеизложенному, обозначив задачи реформирования и ожидаемые результаты.

В.З.: Введение переходного режима (назовем его для простоты УСН+) позволит если не полностью избавиться от искусственного дробления (вряд ли это достижимо с реалистической точки зрения), то кратно сократить количество таких случаев.

Одновременно переходный режим должен повысить определенность и предсказуемость налоговых отношений — а именно такого рода ожидания налогоплательщиков всячески подогреваются манифестами Федеральной налоговой службы.

Комплексная реформа — это:

  • более четкие границы УСН для предпринимателей и правоприменителя;

  • сближение экономического субъекта и правовой оболочки;

  • проактивность налоговых органов и реальная профилактика нарушений;

  • отказ от репрессивного подхода, комфортная среда для МСП;

  • превентивный механизм разрешений коллизий;

  • плавный переход к общей системе налогообложения для всех отраслей;

  • повышение региональных доходов;

  • равная конкуренция регионов и предпринимателей;

  • возможность корректировки реестра субъектов МСП, который ведет налоговая служба, для других форм господдержки, включая применение пониженной ставки социальных страховых взносов, предусмотренной для компаний МСП.

В ходе подготовки реформы целый ряд вопросов нуждается в детальном обсуждении и согласовании с участием всех заинтересованных сторон — в первую очередь региональных властей и представителей малого бизнеса.

«ЭЖ»: Спасибо за развернутое интервью, затрагивающее интересы малого и среднего бизнеса.

Беседовала Елена Букач, «ЭЖ»


1 Предполагается, что устойчивая бизнес-группа компаний, даже если они занимаются не связанными видами деятельности, при таком уровне доходов за счет эффекта масштаба и создания единой службы поддержки типовых функций (бухгалтерской, маркетинговой, кадровой, юридической и т.д.) уже не требует государственной поддержки. Подробнее см.: Кострыкина Н. С., Малинина Т. А., Синельников-Мурылев С.Г. Специальные налоговые режимы и дробление бизнеса: взгляд экономистов // Налоговед. 2023. № 3. С. 25—33. Однако отказ от учета вида деятельности возможен только при наличии других надежных критериев определения единой бизнес-группы.

2 При этом важно определиться с обоснованностью признания группы в рамках франшизы.

3 Указано в кавычках, т.к. условно выделяемая в цене сумма налогом, строго говоря, не является.

4 Пункт 23 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Автоматизированная упрощенная система налогообложения“».

5 Наличие такой ставки выступает самостоятельным фактором дробления бизнеса, наряду с пониженной налоговой нагрузкой при УСН.