В Определении от 27.12.2023 № 3537-О Конституционный суд РФ высказался по поводу того, насколько конституционно взыскание с компании налоговой задолженности, если налоговиками были нарушены сроки проведения мероприятий налогового контроля и вынесения решения по результатам проверки.
Суть дела
По результатам проверки компании доначислили налоги. Поскольку при этом налоговики не соблюдали установленные НК РФ сроки проведения контрольных мероприятий, компания попыталась оспорить доначисления в суде, но безрезультатно. Суды пришли к выводу, что налоговым органом не были пропущены сроки на взыскание с налоговой задолженности. А доводы компании относительно необходимости соблюдения налоговым органом сроков на проведение мероприятий налогового контроля и вынесение решения по их результатам не влияют на оценку законности действий налогового органа по взысканию налоговой задолженности.
Тогда компания решила оспорить конституционность положений п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 70 и п. 1 ст. 101 НК РФ. По мнению компании, данные нормы противоречат Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют налоговым органам осуществлять взыскание налоговой задолженности без учета нарушения ими сроков проведения мероприятий налогового контроля и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
Решения суда
Конституционный суд отказал компании в принятии жалобы к рассмотрению. Он указал, что оспариваемые положения НК РФ устанавливают двухмесячный срок на принятие решения о взыскании сумм налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, годичный срок на принятие решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика во внесудебном порядке, а также двухлетний срок на взыскание налога за счет имущества налогоплательщика в судебном порядке, двадцатидневный срок на направление налогоплательщику требования об уплате налога, а также срок на принятие решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
Данные нормы не содержат неопределенности и не предполагают их произвольного применения, в том числе в части исчисления и применения предусмотренных ими сроков.
Как указывают в своих актах ВАС РФ и Верховный суд РФ, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках мероприятий налогового контроля сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. При проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ. Несвоевременное совершение налоговым органом действий по взысканию налоговой задолженности не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности.
Таким образом, оспариваемые положения НК РФ как сами по себе, так и с учетом практики их применения предполагают необходимость учета нарушения налоговым органом сроков проведения контрольных мероприятий и вынесения по их результатам решения при оценке правомерности реализации налоговым органом права на принудительное взыскание налоговой задолженности. Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части оценки действий налоговых органов и соблюдения ими установленных налоговым законодательством сроков, не относится к компетенции Конституционного суда.