Кабмин утвердил пошаговый план реализации Стратегии развития производства органической продукции, благодаря которой в сельском хозяйстве должен быть сформирован отдельный сектор, где не применяются минеральные удобрения. Выпуск такой продукции в стране постоянно растет, но пока доля импорта в общем объеме российского рынка органического продовольствия превалирует.
В план реализации Стратегии развития производства органической продукции до 2030 г. вошли мероприятия по созданию новых и совершенствованию действующих стандартов для органической продукции. Также власти предусмотрели меры по внедрению для предпринимателей дополнительных стимулов, которые помогут ускорить создание передовых агротехнологий, стартапов и инноваций.
«Важно, чтобы возможности приобретения органических продуктов были у большего количества людей. Нужно обеспечить их доступность для массового покупателя», — подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами. Одно из главных мероприятий плана — продвижение органической продукции на внутреннем рынке. Оно будет включать в себя проведение презентаций и выставок, а также подготовку информационных и образовательных программ.
Тем, кто уже наладил производство органической продукции, правительство поможет в ее продвижении на внешние рынки. В частности, российским производителям будет обеспечено участие в зарубежных специализированных выставках и бизнес-миссиях. Еще одно направление работы — заключение в рамках Евразийского экономического союза соглашения о порядке признания продукции органической. Оно может появиться уже к концу 2024 г.
Органическая сельхозпродукция считается одним из перспективных направлений развития агропрома. При ее производстве не используются минеральные удобрения и химические вещества. Вместо них в ход идут биопрепараты, органические удобрения, сидераты (зеленые удобрения) и микробиологические удобрения. «Такой подход позволяет существенно снизить негативное воздействие на окружающую среду, предотвратить химическое загрязнение рек, озер и подземных вод, а также деградацию почв», — говорится в материалах кабмина.
В России на сегодняшний день органическое продовольствие и сельхозсырье выпускают в 47 регионах. Отечественные компании производят крупу, муку, детское питание, консервы, соки, мясо, молоко, орехи, ягоды, овощи, фрукты, корма и другие товары. Их доля на внутреннем рынке органической продукции ежегодно растет на 8—10%, но пока составляет менее половины от общего объема. Как развивается в России производство органической продукции, какой вклад этот сектор может внести в экономику и что нужно для его расширения? На эти вопросы «ЭЖ» ответили эксперты.