Казалось бы, как и в декабре 2023 г., по источникам замеров деловой активности в России зафиксирована опять ничья, но картина противоположная — в этот раз индикаторы Центробанка и S&P Global понизились, а на повышение сыграли показатели от РСПП и Росстата, что выглядит весомее.
В то же время стоит учитывать, что индекс РСПП хотя и показал лучшее значение за шесть лет, но до рубежа, отделяющего негатив от позитива, немного не добрал, а замер Росстата охватывает только крупные и средние производства двух секторов промышленности — добычи и обработки.
ЦБ: рост притормозил
В январе рассчитываемый Банком России индекс бизнес-климата (ИБК) снизился после четырех месяцев роста. При этом индикатор сохранялся на уровне средних значений 2023 г. и заметно превышал уровень 2021 г.
В прошлом месяце ИБК уменьшился до 6,8 п. (–1,0 п.).
Эксперты регулятора отмечают, что снижение индекса определялось в основном аналогичной динамикой текущих оценок. Позитивные ожидания компаний на ближайшие три месяца также были сдержанными.
Текущие оценки снизились в большинстве укрупненных отраслей, наиболее заметно — в промышленном производстве.
Краткосрочные ожидания компаний по сравнению с декабрем также были более сдержанными. Наиболее заметно позитив снизился у предприятий розничной торговли.
Краткосрочные ожидания предприятий в сфере производства немного улучшились — они увеличились до 14,9 п. (+0,2 п.). В то же время текущие оценки по выпуску снизились.
Ожидания предприятий по спросу несколько ухудшились как в целом по экономике, так и в большинстве отраслей, составив 13,7 п. (–0,8 п.). Оценки же текущего спроса в январе повысились.
Ценовые ожидания предприятий в январе вновь увеличились (на 1,2 п. до 24,2 п.), обновив локальный максимум. При этом рост издержек замедлялся третий месяц подряд.
РСПП: лучшая оценка за шесть лет
Сводный индекс деловой среды, рассчитываемый РСПП, в январе поднялся до 49,3 п. (45,9 п. в декабре), и это его максимальное значение за последние шесть лет исследования, отмечают его авторы.
Индекс рынка производимой продукции перешел в положительную зону оценки, набрав 50,8 п., что на 2,5 п. выше декабрьского значения.
По оценке 72,1% респондентов, цены закупки продолжают расти. Доля этого ответа выросла по сравнению с данными за декабрь на 7,1%. Соответственно, данный индикатор опустился на 3 п. до 12 п.
Противоположный тренд наблюдается в динамике показателя «цены продаж» — его значение прибавило 8 п. и составило 63,4 п.
Индикаторы «спрос в отрасли» и «спрос на продукцию/ услуги компаний» достигли значений 60,7 и 58,3 п. соответственно. 31,3% организаций ответили, что спрос в отрасли вырос; несколько меньше — 26,8% — отметили увеличение спроса на продукцию или услуги самих компаний. Второй месяц подряд динамика спроса в отрасли опережает темпы роста спроса на продукцию компаний — до этого все было наоборот, отмечают эксперты РСПП.
Более пятой части респондентов ответили, что финансовое положение их компаний в январе улучшилось, 71,5% организаций указали нейтральный ответ «ситуация осталась без изменений», а негативные оценки поставили только 7,1% опрошенных. В декабре ухудшение финансового положения отмечали 20% организаций.
Благодаря такому сокращению доли негативных оценок индикатор смог подняться сразу на 10,1 п. до 57,4 п.
Почти три четверти опрошенных уверены, что состояние делового климата в стране за месяц не изменилось. Его улучшение отметили 11,6% респондентов, а негативные оценки дали 14,2% компаний (против 21% в декабре).
Росстат: рост на все стороны
Рассчитываемый Росстатом индекс предпринимательской уверенности, характеризующий обобщенное состояние предпринимательского поведения средних и крупных организаций, в добывающих производствах вырос относительно декабря 2023 г. на 2,5 п.п. до 5,0%; в обрабатывающем секторе — на 0,9 п.п. до 5,8% соответственно.
Статведомство напоминает, что в январе 2023 г. индекс в добывающем секторе экономики составил 4,7%; в производственном секторе он вернулся в зону положительных значений — 2,5%. Таким образом, в минувшем январе данный индикатор повысился и в годовом сопоставлении, и к предшествовавшему периоду.
Эксперты Росстата поясняют, что на значительный рост индекса в добыче полезных ископаемых повлияло увеличение доли оптимистов по оценке перспектив выпуска продукции в течение ближайших трех месяцев (с 13,4 до 19,5%) и снижение оценки запасов готовой продукции (на 2,8 п.п. до –2,3%). Снижение оценки текущего спроса на (с –5,3 до –6,6%) скорректировало рост индекса.
Увеличение индекса в обрабатывающих производствах обусловлено ростом доли оптимистично оценивающих перспективы выпуска продукции в течение ближайших трех месяцев (с 28,6 до 32,0%). Расширение доли респондентов, оценивающих увеличение запасов готовой продукции (на 1,0 п.п. до 1,6%), замедлил повышение индекса. Незначительные колебания оценки текущего спроса на продукцию не отразились на индексе, констатируют аналитики Росстата.
Они отмечают, что в добыче выросло число руководителей организаций, которые оценивают текущую экономическую ситуацию на предприятии как благоприятную, по сравнению с пессимистично настроенными руководителями (с 3,8 до 5,6%). В обрабатывающих производствах, наоборот, число руководителей, позитивно оценивающих текущую экономическую ситуацию, снизилось (на 0,3 п.п. до 9,8%).
Число оптимистично смотрящих на перспективы изменения экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев в добывающем и обрабатывающем секторах экономики продолжает увеличиваться (с 8,1 до 9,9% и с 19,2 до 25,7% соответственно).
S&P Global: пониже, но сильно
Сводный индекс деловой активности S&P Global в России составил в январе 55,1, что немного ниже 55,7 в декабре. Это сигнализирует авторам замера о сильном подъеме деловой активности в начале 2024 г. Более того, эксперты S&P Global констатируют, что темпы роста были вторыми по величине с августа прошлого года, несмотря на более мягкое расширение производства как у производителей, так и у поставщиков услуг.
Несмотря на более быстрое сокращение новых экспортных заказов, общий объем новых продаж в январе резко вырос. Производители товаров и поставщики услуг продолжали сообщать о высоком спросе.
Хотя исторически цены по-прежнему оставались высокими, в начале 2024 г. ценовое давление ослабло. Цены на сырье росли самыми медленными темпами с июня 2023 г. Тем не менее, темпы инфляции в целом не изменились по сравнению с декабрьскими на фоне более быстрого роста отпускных цен в секторе услуг, отмечают аналитики S&P Global.