Эксперты Центробанка констатируют, что с начала декабря котировки сырьевых товаров на мировых рынках демонстрировали разнонаправленную динамику под влиянием фундаментальных и временных факторов. Но общий вывод, увы, в заголовке.
Авторы бюллетеня «О чем говорят тренды» конкретизируют, что энергетические и сельскохозяйственные товары подешевели на 5 и 6%, драгоценные металлы — на 2% при сохранении цен на промышленные металлы. В результате индекс цен сырьевых товаров Bloomberg снизился на 3%. Однако цена на нефть марки Urals на базисе CIF в порту Аугуста выросла на 14%, до 69 долл. США за баррель.
Однако аналитики ЦБ отмечают, что котировки сырьевых товаров в последние недели росли из-за удлинения логистических цепочек в условиях роста рисков судоходства в Красном море и сохраняющейся ограниченной пропускной способности Панамского канала.
«Наиболее сильно это затронуло СПГ, нефть и нефтепродукты. В то же время новости о возможном скором достижении перемирия в секторе Газа снизили геополитическую напряженность», — констатируют они.
В декабре мировой нефтяной рынок перешел к сезонному дефициту. Однако его размер оказался значительно меньше, чем прогнозировали аналитики (по оценкам Минэнерго США, 0,5 млн б/с). Это, поясняют авторы бюллетеня, обусловлено как более слабым спросом, так и более активным, чем ожидалось, расширением предложения в странах вне ОПЕК+.
«Вместе с тем кратко- и среднесрочные прогнозы баланса спроса и предложения на рынке жидкого топлива с начала декабря изменились незначительно. Так, Минэнерго США ожидает незначительный дефицит в 2024 г. с переходом к небольшому излишку в 2025 г. Также оно прогнозирует, что коммерческие запасы в странах ОЭСР к концу 2025 г. превысят пятилетнюю среднюю величину, оказывая понижательное давление на цену нефти», — сообщают эксперты ЦБ.
Они напоминают, что страны ОПЕК незначительно увеличили добычу в декабре и приступили к выполнению дополнительных добровольных ограничений в 0,8 млн б/с в I квартале. Ангола с начала года вышла из ОПЕК из-за разногласий с членами картеля по размеру квотируемой добычи. Однако возможности Анголы по наращиванию добычи ограничены, и существенного влияния на мировое предложение это оказать не должно.
Опросы ФРБ Далласа и Канзас-Сити показали снижение деловой активности сланцевых производителей США в IV квартале на фоне сокращения нефтяных котировок и сохранения жесткого рынка труда. Добыча сланцевой нефти продолжила немного снижаться, а динамика операционных показателей позволяет аналитикам российского регулятора предполагать сохранение данного тренда в ближайшее время. Оценка компаниями средней цены прибыльности добычи осталась на уровне 64 долл./барр.
Рост добычи нефти в США, являющихся основным источником увеличения предложения вне стран ОПЕК+, по оценкам EIA, может значительно замедлиться в 2024—2025 гг. (с 1,0 млн б/с в 2023 г. до 0,3 и 0,2 млн б/с в 2024 и 2025 гг. соответственно).
Цены на природный газ в Европе и Азии продолжили снижение — на 33 и 41%, до 27 евро/МВт · ч и 32 долл./МВт · ч соответственно. Запасы голубого топлива остаются на высоких для этого времени года уровнях: на фоне относительно теплой и ветреной зимы спрос слабый, а трубопроводные поставки газа и СПГ устойчиво высоки.
Котировки большинства цветных металлов выросли вслед за снижением складских запасов, сигнализирующем об оживлении спроса. Повышательный импульс ценам придали также стимулирующие меры властей Китая, направленные на поддержку экономики. При этом доли российских алюминия и никеля на складах LME выросли после введения Великобританией санкций на их импорт из-за роста осторожности покупателей.
«В целом опережающий рост предложения относительно роста спроса вызвал постепенное снижение цен на сырьевые товары. Однако имеющие временный характер геополитические факторы оказали поддержку и даже привели к повышению цен отдельных товаров, являющихся важной частью российского экспорта», — обнадеживают аналитики Банка России.