Правительство РФ своим постановлением от 07.02.2024 № 134 внесло изменения в правительственные акты, в том числе в постановление Правительства РФ от 02.05.2013 № 397. Часть поправок уже вступила в силу 8 февраля 2024 г., а часть заработает с 1 января 2025 г.
Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 № 397 утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее — Правила). Если ранее эти Правила распространялись на неработающих граждан, то теперь выплаты производятся и работающим на условиях неполного рабочего времени гражданам. В связи с этим из наименования Правил исключено слово «неработающим».
Согласно новой редакции п. 2 Правил ежемесячная выплата устанавливается проживающему на территории РФ трудоспособному неработающему либо осуществляющему трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени, в том числе на указанных условиях дистанционно или на дому, родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также трудоспособному неработающему другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Уточнен перечень документов, необходимых для получения выплаты. Так, согласно подп. «г» п. 5 Правил в число таких документов входят сведения органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице. В новой редакции подп. «г» п. 5 Правил устанавливается, что, если уход осуществляется родителем (усыновителем), опекуном (попечителем), работающим на условиях неполного рабочего времени, такие сведения не требуются.
Также в число документов, согласно подп. «е» п. 5 Правил, входят сведения, подтверждающие отсутствие факта осуществления работы и (или) иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», лица, осуществляющего уход. В эту норму добавлено положение, что при уходе родителем (усыновителем), опекуном (попечителем), осуществляющим работу на условиях неполного рабочего времени, необходим документ о работе, осуществляемой на условиях неполного рабочего времени.
Уточнены положения подп. «д» п. 12 Правил. Так же, как и ранее, ими установлено, что осуществление ежемесячной выплаты прекращается при выполнении лицом, осуществляющим уход, работы и (или) иной деятельности, в период которой указанное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию согласно Федеральному закону № 167-ФЗ. Норма дополнена словами «(за исключением выполнения родителем (усыновителем), опекуном (попечителем) работы на условиях неполного рабочего времени)».
Поправки вступили в силу 8 февраля 2024 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Также в Правила внесены поправки, которые вступят в силу с 1 января 2025 г. В частности, полномочия законного представителя будут подтверждаться сведениями из государственной информационной системы «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» (новая редакция подп. «б» п. 5 Правил). В этой системе должны будут содержаться и сведения об инвалидности (новая редакция подп. «д» п. 5 Правил).
Будет сокращен срок рассмотрения заявления лица, осуществляющего уход, с 10 рабочих дней до одного рабочего дня с момента поступления в орган, осуществляющий выплату пенсии, необходимых документов (новая редакция п. 10 Правил).
В новой редакции будут изложены п. 11 Правил, касающийся перерасчета размера ежемесячной выплаты, и п. 15 Правил, касающийся прекращения и возобновления выплаты в случае перемены места жительства ребенком-инвалидом.