На разных этапах своего развития у компании может возникнуть потребность в финансировании. Одним из вариантов получения дополнительного капитала является выпуск облигаций. И если ранее таким образом привлекались средства в основном в традиционные отрасли (банки, лизинг, строительство), то в 2023 г. доля компаний из других сфер (производство, торговля и услуги) на рынке облигаций выросла до 76%. Об инструментах рынка и о том, как изменились требования к эмитентам облигаций, какую помощь оказывает МСП малым предприятиям при выходе на рынок облигаций, рассказывает финансист и специалист по управленческому учету Екатерина Пошивалова.
Различные внешние источники средств для бизнеса можно рассмотреть как этапы эволюции. И вместе с развитием компании расширяются способы получения денег.
Источники финансирования: кредиты
Если компания работает недавно, то самым первым доступным вариантом финансирования становится овердрафт. Его получение не требует серьезных процедур и отчетности, а деньги выдаются на короткий срок и в ограниченном объеме. Для бизнеса овердрафт — аналог кредитной карты. Его выдают на месяц, ставки высокие, а сам кредит автоматически «закрывается» поступающей на счет выручкой.
Следующий шаг для устойчивой компании — получение кредита. Сроки (чаще всего от одного года до пяти лет), условия процентов по кредиту, наличие залогового обеспечения для каждой компании будут индивидуальны. Однако одинаковым всегда будет подход: на величину суммы и ставку будут влиять состояние бизнеса и текущая ключевая ставка.
При выдаче кредита банк анализирует бизнес и риски невозврата и отталкивается от ключевой ставки ЦБ. Чем больше положительной информации о текущем состоянии и будущих доходах, тем ниже будет ставка. Например, при одинаковых условиях наличие ликвидных активов и залог помещения поможет снизить ставку. Риск для банка в случае залога ниже, а значит, платить проценты за кредит придется меньше.
Представим, что отчетность компании привлекательно выглядела на кредитном комитете. Мы получили выгодные условия и вложили заемные средства в развитие бизнеса. И пусть этот момент кажется финальной точкой, радоваться рано. Пока кредит не погашен полностью — над бизнесом нависает риск изменений и досрочного возврата средств.
Для контроля над ситуацией в бизнесе банк всегда использует ковенанты — финансовые коэффициенты для оценки изменений в компании. Пока их показатели близки к тем, что были в момент выдачи кредита — проблем нет. Но если ковенанты радикально изменились, например ухудшилась прибыльность или упала выручка, банк может потребовать досрочного возврата кредита. Именно этот пункт для бизнеса может быть критичен: вернуть кредит в один день, когда ты планировал зарабатывать средства на него в течение года или двух, — не всегда реально.
В таком сценарии малый бизнес зачастую оказывается в замкнутом кругу: для развития бизнеса нужны средства на долгий срок, с хорошей ставкой, иначе вся прибыль будет уходить на обслуживание кредитов. Но для получения такого кредита требуется залог, которого нет. Риски изменения условий подводят многие компании к поиску альтернатив банковскому кредитованию. Достойной заменой становится выход на рынок капитала, то есть привлечение денег в публичном поле через выпуск долговых бумаг — облигаций.
Облигации для бизнеса: как они работают
Облигации как инструмент финансирования имеют ряд преимуществ для бизнеса по сравнению с кредитами, например:
-
обеспечение залогом для привлечения средств не требуется: актуально для развивающихся компаний;
-
срок размещения может составлять от одного года до 30 лет;
-
формируется публичная история компании: актуально для крупных игроков рынка;
-
есть субсидии для малого бизнеса.
Последний пункт — отражение целого комплекса программ развития.
Комплекс мер по использованию облигаций МСП
С 2017 г. на Московской бирже создана площадка «Сектор роста» для привлечения средств компаниями из сегмента малого и среднего предпринимательства (МСП). Поддержку площадке оказывает Фонд развития предпринимательства, Российский фонд прямых инициатив, корпорация Малого и среднего предпринимательства.
Задача «Сектора роста» — работа с эмитентами малого бизнеса. В целях повышения доступности инструмента для небольших компаний снижен порог входа. Например, выручка компаний МСП должна начинаться от 120 млн руб. в год, а минимальный объем привлечения может составлять 50 млн руб. Кроме того, наличие рейтинга независимого агентства может быть заменено поддержкой корпорации МСП.
Московская биржа также предусматривает льготы при размещении малого бизнеса в части операционных расходов. Так, тарифы МСП ниже и для выпуска облигаций, и для поддержания размещений. Дополнительно корпорация МСП дает возможность компенсации части расходов из бюджета — субсидирования ставок по облигациям и затрат на размещение. При этом сумма субсидий, получаемых компаниями МСП, ежегодно растет и, по данным фонда предпринимательства Московской области, за первое полугодие 2023 г. составила 476 млн руб.
Облигации и российские бренды: опыт 2023 г.
В основе выхода на рынок капитала лежит демонстрация компаниями лучших своих сторон. Например: текущего состояния бизнеса, планов и прогнозов. Информация распространяется через выпуск материалов для пользователей. Это могут быть операционные отчеты в дополнение к лаконичным бухгалтерским формам, презентации инвесторам и т.п. Дополнением к публичной отчетности могут служить и рейтинги от специальных независимых агентств. Они оценивают кредитоспособность компании и усиливают вероятность получения более выгодных низких процентных ставок при размещении облигаций.
В 2023 г. мы увидели яркие примеры дебютных выпусков облигаций компаний из различных сфер и масштабов. Например, бренд «Санлайт». В своем дебютном выпуске компания показала отличный пример выхода в публичное поле: получение двух рейтингов компании в агентствах «Акра» и «Эксперт». Отчет эмитента демонстрирует устойчивый рост операционных показателей компании и перспективы развития, сравнение с другими игроками рынка.
На фоне активов компании сумма займа в 1 млрд не выглядит значительной, а осуществленный дебютный выпуск повышает рейтинг компании в глазах делового сообщества.
Еще один пример из крупного бизнеса — частная пивоварня «Афанасий»: компания привлекла 100 млн руб. На фоне выручки в 3,5 млрд и чистых активов компании в 0,5 млрд руб. Тверской холдинг развивает производство экологически чистых продуктов питания и внедряет инновационный подход в управлении.
Прошедший год показал, что, кроме инструмента крупного бизнеса, облигации становятся доступны и более мелким компаниям. Дополнительным плюсом стало смягчение обязательных требований регулятора при выпуске бумаг. Это дало возможность бизнесу развиваться на заемные средства и повышать эффективность за счет более низких ставок.
Например, бренд «Чистая планета» — производитель бытовой химии с концепцией минимального использования пластика и реализации продукции на розлив. Компания из числа МСП привлекла 100 млн облигаций сроком на пять лет. Для компании с выручкой около 300 млн руб. и чистой прибылью в 19 млн руб. такая поддержка заемными средствами — существенный рычаг для развития.
Еще один показательный пример — компания «Моторика». Она производит роботизированные протезы рук и ног. У этого эмитента интересны не только показатели: в 2023 г. выручка удвоилась и составила почти 600 млн руб. «Моторика» позволяет получать современные протезы взрослым и детям. Истории и информация на сайте компании вселяют уверенность: привлеченные в 2023 г. 300 млн финансирования будут помогать в задаче компании использовать новые технологии для улучшения характеристик продуктов.
И наконец, «Плаза-телеком» — оператор, развивающий уже 10 лет сеть вендинговых автоматов. Выручка компании демонстрирует устойчивый рост, но показатели прибыли пока незначительны. Дебютный выпуск составил 200 млн руб. и может помочь в развитии и повышении рентабельности в дальнейшем.
Использование компаниями разного профиля облигаций как финансового ресурса усиливает свою роль в настоящее время. Инструмент становится более известным и доступным, а в ситуации выбора компании принимают во внимание все факторы, в том числе косвенные затраты на обслуживание. Например, при использовании факторинга возникают операционные затраты на подтверждение счетов-фактур со стороны казначейской или бухгалтерской функции.
Таким образом, затраты на эмиссию облигаций сравниваются с полными расходами на альтернативные виды финансирования, а также принимается во внимание имиджевый фактор. Поэтому процесс получения компанией публичного рейтинга, призванный помочь в организации эмиссии, становится одним из шагов на пути создания прибыльного, устойчивого и развивающегося актива.