К рассмотрению Госдумой принят законопроект № 540989-8 с поправками в ст. 226 НК РФ в части зачисления НДФЛ по месту регистрации получателей дивидендов по акциям и процентов по облигациям.
Согласно действующему порядку, установленному п. 7 ст. 226 НК РФ, сумма НДФЛ, удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, перечисляется по месту учета налогового агента, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения. НДФЛ получателей дивидендов по акциям и процентов по облигациям зачисляется по месту нахождения центральных офисов АО (организаций). Крупнейшие из них находятся в Москве и Санкт-Петербурге, и так имеющих максимальную бюджетную обеспеченность. Другие же субъекты РФ, где зарегистрированы и осуществляют свою деятельность получатели дивидендов по акциям и процентов по облигациям лишены этих доходов.
С целью справедливого распределения доходов и повышения доходов местных и региональных бюджетов законопроектом предлагается дополнить п. 7 ст. 226 НК РФ положением о том, что сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в соответствии со ст. 224 НК РФ и удержанная налоговым агентом, указанным в п. 2 ст. 226.1 НК РФ, перечисляется по месту учета (месту жительства) граждан.
Правительство РФ эту инициативу не поддержало, указав, что уплата НДФЛ по месту жительства физлица приведет к усложнению администрирования НДФЛ, а также создаст дополнительную нагрузку на налоговых агентов в связи с существенным увеличением количества платежных поручений на перечисление НДФЛ по каждому физлицу, а также приведет к перераспределению доходов местных бюджетов, в том числе к формированию выпадающих доходов у части местных бюджетов.
Разработчики проекта считают, что указанная проблема усложнения администрирования налога носит технический характер для практически полностью перешедшей на цифровые технологии ФНС. А довод о формировании выпадающих доходов местных бюджетов у выгодоприобретателей существующей модели зачисления не убедителен.