Понятия «офшор» в российском законодательстве нет, этот термин раскрывается только в многочисленных черных списках стран, к хозяйствующим субъектам из которых применяются те или иные ограничения и/или не применяются льготы. В настоящий момент таких (черных) списков российское финансовое право насчитывает более десяти. Каждый список имеет свой состав по странам и свою сферу применения (налогообложение, валютное регулирование, банковское регулирование).
Следует отметить, что в налоговом планировании к таким спискам относятся:
-
распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р, так называемый список «недружественных стран» (регулирует вопросы ограничения транзакций и движения капитала вне РФ);
-
приказ ФНС России от 01.12.2023 № ЕД-7-17/914@, так называемый «черный список ФНС России» (влияет на форму отчетности по КИК, регулирует льготы по КИК, в частности, не дает применять освобождение от обложения прибыли КИК при эффективной средней ставке более 15%);
-
приказ ФНС России от 01.12.2023 № ЕД-7-17/915@ — список стран, которые допускают неисполнение обязанностей по предоставлению глобальной трансфертной документации (возлагает на российские компании — участницы международных холдингов с консолидированной выручкой от 50 млрд руб. ответственность по подготовке дополнительной документации по ТЦО).
Самый «влиятельный» и обширный с точки зрения регулируемых отношений — это так называемый «офшорный (черный) список» Минфина России. Официальное название документа, который содержит список: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2023 № 86н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)». Он зарегистрирован 15 июня 2023 г., № 73846. При этом, согласно пояснениям Минфина России, редакция списка действует с 1 января 2024 г. и не охватывает отношения, возникшие в период 2023 г.
В настоящий момент в него входит 91 страна и территория, и это единственный документ из всех списков, который имеет в составе слово «офшор». Следует обратить внимание, что офшорами в действующей редакции списка называются (помимо классических офшорных стран) США, Великобритания, Канада и страны ЕС.
На что это влияет? Основная сфера регулирования списка — это налоговые отношения. По большей части он влияет не на те компании, которые созданы в офшорной юрисдикции, а на российские компании, которые состоят с ними в корпоративных и деловых отношениях.
Наиболее «чувствительный» механизм регулирования списка — необходимость подготовки уведомления о контролируемых сделках и трансфертной документации для операций с лицом из этого списка, если размер операции составляет более 120 млн руб. в год (вне зависимости от того, является контрагент зависимым лицом или нет). Учитывая действующую редакцию списка, с 2024 г. любая российская компания, которая является контрагентом компании из ЕС, США, Канады, Великобритании, должна подавать уведомление о контролируемой сделке и готовить документацию с подтверждением цены в порядке главы 14.3 НК РФ — просто потому, что сделка или совокупность сделок за год больше 120 млн руб.
В корпоративных отношениях российские компании не смогут претендовать на освобождение от налога (ставка 0%):
-
при получении дивидендов от субъектов из стран, внесенных в этот список;
-
по доходам от реализации акций/долей в субъектах, расположенных в странах черного списка;
-
при безвозмездном получении имущества дочерней компании из черного списка.
С точки зрения владельцев иностранных компаний из черного списка необходимо учитывать, что они не смогут воспользоваться льготами по КИК, в частности:
-
невозможно использовать освобождение от налогообложения прибыли КИК, предназначенное для активных (суб)холдингов;
-
контролирующие лица лишены возможности не облагать прибыль КИК, если она представлена дивидендами, которые не были выплачены из-за санкций («антисанкционная льгота», действующая в 2022—2025 гг.);
-
недоступны льготы для международных холдинговых компаний — МХК (0% по дивидендам).
Помимо налоговых отношений, список активно используется в других процедурах, например:
-
дочернюю компанию с участником из черного списка нельзя включить в перечень субъектов малого и среднего бизнеса (СМП);
-
российские банки должны закладывать в нормативы операции с такими лицами как рискованные;
-
компании из черного списка и их зависимые структуры (прямая и/или косвенная доля владения от 10%) не могут участвовать в процедурах государственных закупок и закупок для нужд муниципальной власти.
Согласно Федеральному закону от 19.12.2023 № 595-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“» дополнительно должен быть создан льготный список («специальный перечень»), дополняющий черный список Минфина России. Это перечень стран, к которым с 2024 по 2026 г. не применяются некоторые ограничения, установленные обычным списком:
-
российские компании, получающие дивиденды из таких стран, могут применять ставку до 0% (при участии от 50% в течение года);
-
российские компании, получающие имущество и права от зависимых компаний из таких стран, могут использовать льготу, освобождающую от налога на прибыль (необходимо 50% участия в получающей стороне);
-
а также доступные более редкие льготы, запрещенные обычным черным списком (можно не облагать нераспределенную прибыль для активных (суб)холдинговых КИК, можно применять временные «антисанкционные льготы» по нераспределенным дивидендам за 2022—2025 гг., льготы для МХК).
Стоит оговориться, что основное заградительное регуляторное правило о необходимости проводить оценку сделки по правилам ТЦО для стран специального перечня все равно действует — они только имеют право на указанные льготы, недоступные иным компаниям черного списка (временно, до 2026 г.). Пока этот список не принят, но доступен на портале обсуждения нормативных актов. В него вошли 40 стран, в основном, как это ни странно, классические офшоры и классические низконалоговые юрисдикции (Белиз, Бермуды, Андорра, ОАЭ, Панама и проч.). В списке нет членов ЕС, как нет США, Канады и Великобритании. Таким образом, после принятия списка положение «классических офшорных» стран в российском праве будет чуть более привилегированным, чем положение бывших традиционных партнеров из западных стран.
Вывод: «офшорное» регулирование в современном российском праве применяется преимущественно к западным высоконалоговым юрисдикциям (ЕС, США, Канада, Великобритания). «Классические» офшоры подпадают под специальный перечень и, имея определенные ограничения, тем не менее находятся в более выгодном положении, чем высоконалоговые страны черного списка. Это не совсем то понимание «офшора», к которому все привыкли, однако такова современная регуляторная реальность.