Государство продолжит расширять, донастраивать механизмы поддержки промышленности, пообещал Президент РФ Владимир Путин. По его словам, инвестиции в российские проекты по выпуску приоритетной промпродукции к 2030 г. должны составить не менее 10 трлн руб. Чтобы росло предложение, должен увеличиваться спрос. А как показывают опросы промышленников, потребители внутри страны пока недостаточно заинтересованы в отечественных товарах.
В ходе совещания по вопросу поддержки инвестиционных проектов в отечественной промышленности глава государства отметил, что российская промышленность работает стабильно и уверенно развивается. Несмотря на внешнее давление, налажены новые каналы поставок сырья и компонентов, выстроены связи с надежными, заинтересованными партнерами.
Многие отечественные компании успешно заменили импортную продукцию, освоили собственную линейку комплектующих, машин, оборудования, привлекли кадры, ресурсы, технологии и организовали производства, направленные на те сегменты рынка, где еще недавно доминировали западные бренды. По итогам прошлого года объем промышленного производства в России прибавил 3,5%. При этом обрабатывающие отрасли выросли на 7,5%.
По словам президента, задача государства — расширить пространство возможностей для отечественной промышленности, чтобы во всех регионах России модернизировались и открывались новые производства и современные, хорошо оплачиваемые рабочие места. «Вместе с бизнесом, научным сообществом, нашими предприятиями, трудовыми коллективами будем решать конкретные задачи по укреплению технологического суверенитета страны, расширению внутреннего производства, выпуска промышленной продукции», — сказал В. Путин.
Что мешает промышленникам расширять производство, показывают результаты опроса, который провели эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках конъюнктурного обследования деловой активности российской промышленности в январе 2024 г. Среди факторов, лимитирующих производство в обрабатывающей промышленности, на первом месте традиционно — «неопределенность экономической ситуации». На него в конце 2023 г. сослались 42% респондентов. На втором месте по степени негативного давления на бизнес находится фактор «недостаточный спрос на продукцию внутри страны», который отметили 37% респондентов.
Почему спрос на отечественную продукцию растет недостаточно активно? На этот вопрос «ЭЖ» ответили эксперты.
Почему спрос на отечественную продукцию растет недостаточно активно?