При этом специалисты Банка России отмечают, что бюджетная политика в 2023 г. носила стимулирующий характер. Изменение структуры госдолга в пользу бюджетных кредитов снизило спрос со стороны бюджетов на коммерческие заимствования. В 2024 г. сохранится опережающая динамика роста расходов и увеличения дефицита.
Эксперты регулятора констатируют, что изменение структуры государственного долга регионов позволило сэкономить средства на его обслуживание и переориентировать их на другие направления расходов. В 33 из 85 российских регионов бюджеты исполнены с профицитом. В 2024 г. ожидается дефицит региональных бюджетов при сокращении их доходной и увеличении расходной частей.
Доходы
По официальной отчетности региональных органов исполнительной власти (РОИВ), доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по итогам 2023 г. увеличились на 10,1% по сравнению с 2022 г. Наибольшие темпы прироста отмечались по налогу на прибыль организаций (+27,9%) и НДФЛ (+13,3%).
В большинстве регионов значительное увеличение доли текущих поступлений по налогу на прибыль аналитики Центробанка связывают с ростом деловой и инвестиционной активности региональных предприятий обрабатывающей промышленности и улучшением финансовых показателей деятельности крупных налогоплательщиков.
Авторы анализа указывают, что в целом по РФ значительно увеличилась доля налога на прибыль в общем объеме доходов (с 23,8% в 2022 г. до 27,7% в 2023-м) и стала рекордной за последние 10 лет. В отдельных регионах Центральной России и Волго-Вятки прирост поступлений в годовом выражении в 2023 г. во многом обеспечили организации финансового сектора экономики, прибыль которых в 2022 г. была ниже. Налогоплательщики, работающие по госзаказу, внесли существенный вклад в рост поступлений в региональный бюджет Удмуртии, Тульской, Нижегородской и Смоленской областей. Активный рост доходов в результате изменения порядка перераспределения между субъектами РФ налога на прибыль от участников консолидированных групп налогоплательщиков отмечался в Курской, Липецкой, Ленинградской, Мурманской областях и Республике Карелия. Почти половина прироста поступлений по налогу на прибыль от предприятий Урала была обеспечена нефтедобывающими предприятиями Ханты-Мансийского АО. К этому привел в том числе перерасчет налоговой базы экспортеров за 2022 г. из-за изменения курсовых разниц. Благоприятная ситуация на рынке нефтепродуктов также стала причиной роста поступлений в Омской и Иркутской областях. Отрасль добычи и переработки полезных ископаемых, в которой сконцентрированы крупные налогоплательщики Сибири, постепенно адаптируется к текущей экономической и геополитической ситуации. В Красноярском крае реализация запасов продукции предприятиями, осуществляющими добычу руд и песков драгоценных металлов, и рост цен на золото привели к увеличению налоговых поступлений в бюджет региона. Запущенные в декабре 2022 г. крупнейшее по запасам газа на востоке России Ковыктинское газоконденсатное месторождение в Иркутской области и Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение в Якутии формируют ресурсную базу для МГП «Сила Сибири — 1». Дополнительно росту бюджетных доходов на Дальнем Востоке способствовало увеличение поступлений от резидентов специального административного района острова Русский. Так, в 2023 г. количество резидентов возросло более чем в 2,5 раза, а поступления в бюджет от них — более чем в три раза по сравнению с 2022 г. В Приморском крае за счет увеличения налоговой базы стивидорных компаний в связи с увеличением грузооборота портов и реализации товаров, работ и услуг, а также за счет роста прибыли сельхозпредприятий в условиях реализации мер государственной поддержки поступления от налога на прибыль в 2023 г. увеличились на 43,7%.
Основным фактором, влияющим на динамику поступлений налога на доходы физических лиц, эксперты Банка России называют рост фонда оплаты труда работников организаций, в том числе из-за дефицита кадров, и увеличение доходов в виде дивидендов. Темп прироста поступлений от НДФЛ выше общероссийского демонстрируют Волго-Вятский (+18,4%), Уральский (+16,8%) и Дальневосточный (+16,3%) макрорегионы. Наибольшие темпы роста отмечаются в обрабатывающих отраслях и в сфере добычи. В Удмуртии, Кировской, Тульской и Смоленской областях это связано с увеличением фонда оплаты труда. В Татарстане дополнительный вклад в прирост также внесли мероприятия региональных органов власти по борьбе с «серой зарплатой» и должниками.
Поступления по налогу на совокупный доход, которые в значительной мере характеризуют экономическую активность малых и средних предприятий, увеличились на 5,1%. Это, отмечают аналитики регулятора, обеспечивается преимущественно за счет улучшения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения, в том числе благодаря росту численности субъектов малого и среднего предпринимательства (по данным Единого реестра субъектов МСП ФНС России на 10.01.2024 их количество составило 6,3 млн субъектов против 6,0 млн на 10.01.2023).
В условиях прироста собственных доходов регионов (+15,4%) снизились совокупные безвозмездные поступления (–8,9%). Это эксперты ЦБ в основном объясняют созданием в начале 2023 г. нового внебюджетного фонда — Социального фонда России, которому перешла часть социальных расходов. На эту сумму, следовательно, сократились безвозмездные поступления. При этом Южный макрорегион получил больший объем трансфертов (+0,4%), чем за 2022 г. Наибольший вклад в прирост внесли Республика Крым (+15,2%), Краснодарский край (+13,7%) и Севастополь (+15,3%), что обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на капитальные вложения в экономику (модернизация транспортной, инженерной, коммунальной и социальной инфраструктуры).
В целом в 2023 г. федеральные трансферты выделялись в основном на целевые программы — развитие жилищного строительства, ликвидация несанкционированных свалок, создание «умных» спортивных площадок, строительство газораспределительных сетей в рамках газификации, реконструкция водоочистных сооружений, капитальные вложения в объекты государственной собственности.
Расходы
Расходы региональных консолидированных бюджетов субъектов, по данным РОИВ, за 2023 г. увеличились на 11,3%. Высокие темпы прироста расходов эксперты регулятора отмечают в ЖКХ (+29,7%), образовании (+11,8%) и по статье «Национальная экономика» (+12,2%).
Лидирует по росту расходов ЦФО (+16,1%): в таких регионах, как Москва, Орловская, Курская и Ярославская области, существенно повысились расходы на развитие транспортной инфраструктуры. Для Москвы 2023 г. был рекордным по вводу транспортных объектов: завершен проект по строительству Большой кольцевой линии метро, двух диаметров наземного метро и крупнейших наземных магистралей (проспекта Багратиона, участков Московского скоростного диаметра, Южной рокады).
Увеличение расходов в сфере образования Северо-Западного макрорегиона (+12,9%) авторы анализа связывают с активным строительством и модернизацией учебных заведений Санкт-Петербурга, Ленинградской и Псковской областей; выполнением обязательств по индексации оплаты труда работников, предоставлением субсидий на реализацию программ дополнительного образования Калининградской области. В Санкт-Петербурге в декабре 2023 г. завершилось строительство первой очереди крупного инфраструктурного объекта: открыта транспортная развязка автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в районе Шкиперского протока.
Высокие темпы расходов Юга по статье «Национальная экономика» (+16,9%) отмечены в сфере сельского и дорожного хозяйства, а также транспортировки. Так, в Краснодарском крае в результате расширения мер государственной поддержки увеличились расходы на агросектор. В Ростовской области и Краснодарском крае докапитализированы региональные фонды развития промышленности. Реализация инфраструктурных проектов, направленных на комплексное развитие городского наземного электрического и автомобильного транспорта общего пользования, а также закупка электробусов и объектов зарядной инфраструктуры для них повлекли увеличение расходов на транспортное обслуживание населения. В Кабардино-Балкарской Республике, Республике Крым, Ставропольском крае, Севастополе из-за роста пассажиропотока железнодорожного транспорта, а также развития увеличения маршрутной сети автобусов потребовалось дополнительное расширение финансовой поддержки предприятий.
В целом по регионам РФ в 2023 г. уменьшились расходы на здравоохранение (–4,1%). Снижение аналитики Банка России отмечают в 57 регионах преимущественно за счет сокращения затрат на борьбу с COVID-19, а также отмены региональных стимулирующих выплат медицинским работникам, которые еще производились в 2022 г.
Дефицит
По данным РОИВ, по итогам 2023 г. в целом по регионам консолидированные бюджеты исполнены с дефицитом 192,2 млрд руб. в результате активного роста расходов. Наибольший дефицит формируют бюджеты регионов ЦФО (–168,1 млрд руб.), в то время как по итогам 2022 г. дефицит составил –30,7 млрд руб. Основной вклад в совокупный дефицит ЦФО в 2023 г. внесла Москва (фактическое сальдо –189,6 млрд руб.). Без учета безвозмездных поступлений на региональном уровне сложился бюджетный дефицит в размере 4,1 трлн руб., что меньше значения 2022 г. на 0,2 трлн руб.
В целом за 12 месяцев 2023 г. госдолг увеличился до 3,2 трлн руб. Основной рост произошел за счет заимствований регионов ЦФО и Поволжья — в частности, Москвы, Татарстана и Нижегородской области (+40,8, +22,2 и +22,3 млрд руб. соответственно). Значительно повысилось финансирование региональных бюджетов в виде долгосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета — до 2,5 трлн руб., или 77,4% от совокупного долга (годом ранее 2 трлн руб., или 71% соответственно). Привлеченные бюджетные средства регионы в существенной части использовали на погашение рыночных заимствований. В результате увеличения доли бюджетных кредитов снизились риски повышения рыночной долговой нагрузки на региональные бюджеты. Эксперты регулятора ожидают, что такая ситуация будет характерна и для финансирования дефицитов в 2024 г. О планах по выпуску облигаций на 2024 г. заявили два региона Северо-Запада — Санкт-Петербург и Калининградская область. В программе государственных внутренних заимствований Санкт-Петербурга на 2024 г. предусмотрено размещение облигационных займов на сумму до 86,7 млрд руб. Кроме того, на 2024 г. запланированы заимствования через размещение региональных облигаций в Москве (около 150 млрд руб.) и Магаданской области (на 1 млрд руб.).
Планы-2024
Авторы анализа сообщают, что в 2024 г. власти в субъектах РФ прогнозируют сокращение доходов (–6,0% к факту 2023 г.) и увеличение расходной части (+0,5%). Сокращение доходов консолидированного бюджета регионов намечается в результате снижения объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета (–21,9%). В условиях структурной трансформации в экономике сохраняются риски, ограничивающие налоговые поступления от отраслей, представленных в макрорегионах. Вместе с тем региональные власти в 2024 г. ожидают небольшое снижение консолидированных налоговых и неналоговых доходов (–2,5%). Наибольшие темпы роста расходов в 2024 г. планируются в Северо-Западном (+6,6%) и в Центральном (+4,9%) макрорегионах. Преимущественно в бюджетах регионов на 2024 г. заложен рост расходов социального характера. Так, для достижения установленных целевых уровней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы регионы предусматривают выделение дополнительного объема денежных средств.
Импульс бюджетной политики регионов РФ по итогам 2023 г. составил 2,9% к ВРП и имел стимулирующий характер. При этом в Центральной России и в Северо-Западном макрорегионе импульс вырос, а в остальных — сократился. В 2024 г. импульс бюджетной политики в регионах в соответствии с планами региональных органов власти увеличится до 3,0% к ВРП, указывают эксперты Банка России.