Напомним, что производители и импортеры представляют декларацию, отчетность и расчет суммы экологического сбора за 2023 г. в Росприроднадзор. При исполнении обязанности в части уплаты экологического сбора производителям и импортерам товаров необходимо представлять расчет, отчетность и декларацию. Разберем, с какими изменениями столкнулись плательщики экологического сбора в 2024 г.
Нормативная база отчетности и уплаты экологического сбора
Отметим, что с 1 января 2024 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 451-ФЗ), обращаем внимание, что за исключением некоторых положений.
Этим законом предусмотрены переходные положения. В частности, ч. 15 ст. 7 Закона № 451-ФЗ определено, что на организации и ИП, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее — производители товаров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов Евразийского экономического союза (далее — импортеры товаров) возложена обязанность:
-
обеспечения выполнения нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2023 г.;
-
уплаты экологического сбора в случае невыполнения самостоятельной утилизации в отношении таких товаров, упаковки в соответствии со ст. 24.2 и 24.5 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ).
В связи с принятыми нормативными правовыми актами учитываются следующие особенности:
-
представление отчетности о выполнении нормативов утилизации за отчетный 2023 г. (далее — отчетность), расчета суммы экологического сбора за отчетный 2023 г. (далее — расчет) и уплата экологического сбора в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 1 января по 31 декабря 2022 г., обеспечиваются до 15 апреля 2024 г.;
-
представление декларации о количестве выпущенных с 1 января по 31 декабря 2023 г. в обращение на территории РФ товаров, упаковки (далее — декларация) обеспечивается также до 15 апреля 2024 г.
Обращаем внимание, что порядок, формы и сроки декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки) установлены Положением о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (далее — постановление № 1417).
В свою очередь, порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации установлены Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010 (далее — постановление № 2010).
Порядок представления формы расчета суммы экологического сбора и уплаты суммы экологического сбора утвержден постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора».
Форма расчета суммы экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.
Что касается перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, то они утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3721-р (далее — распоряжение № 3721-р).
Нормативы утилизации на отчетные 2021—2023 гг. утверждены распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р (далее — распоряжение № 3722-р).
На основании п. 16 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ) порядок, формы представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ), устанавливаются Правительством РФ.
Порядок декларирования и уплаты экологического сбора
Согласно постановлению № 1417 производители, импортеры товаров ежегодно декларируют количество выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год.
Форма отчетности заполняется на основе информации, полученной в установленном порядке при декларировании производителями, импортерами товаров, количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров (постановлением № 2010). Для указания количества товаров, упаковки товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, используется информация, содержащаяся в декларации за год, предшествующий отчетному.
Таким образом, при подаче в 2024 г. декларации за отчетный 2023 г. в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ в течение 2023 г., в соответствии с перечнями, утвержденными распоряжением № 3721-р.
В 2024 г. за отчетный 2023 г. отчетность, а также расчет суммы экологического сбора формируются на основе сведений о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2022 г., согласно сведениям, содержащимся в декларации за 2022 г., составленной в соответствии с перечнями, утвержденными распоряжением № 3721-р, и применяя нормативы утилизации, установленные на 2023 г. распоряжением № 3722-р.
Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:
-
со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;
-
со дня уплаты экологического сбора.
Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.
Обращаем внимание, что в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (п. 10 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ)).
Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самим производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), что установлено п. 4, 5 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ).
Производитель, импортер товаров имеют право на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации российскому экологическому оператору или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее — ассоциация). Такое обязательство выполняется российским экологическим оператором или ассоциацией путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров. В этом случае российский экологический оператор или ассоциация представляет от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.
Обращаем внимание, что с 01.01.2024 положениями Закона № 89-ФЗ (в редакции с изменениями, внесенными Законом № 451-ФЗ) не предусмотрено поручение ассоциации выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров.
В соответствии с п. 4.1 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ) норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем товаров, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.
Перечень товаров содержит столбец «Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования» с порядковыми номерами, присвоенными группам товаров, упаковки товаров.
При выборе условия аналогичного назначения товаров, упаковки и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования следует руководствоваться присвоенной категорией товару, упаковке товара согласно перечню товаров.
Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, установленных ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ).
В случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с п. 3 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ), предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.
Производители и импортеры товаров представляют декларацию, отчетность и расчет суммы экологического сбора в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (то есть Росприроднадзор).
Как уже было отмечено выше, при исполнении обязанности путем уплаты экологического сбора производителям и импортерам товаров необходимо представлять расчет, отчетность и декларацию.
Вышеуказанные документы представляются в Росприроднадзор в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием электронных сервисов, размещенных на официальном сайте Росприроднадзора: «Личный кабинет природопользователя» https://lk.rpn.gov.ru/.
При подаче отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется.
В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей декларация и отчетность могут представляться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной с использованием электронных сервисов системы учета отходов, посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или лично, а также через представителя или курьером.
Расчет суммы экологического сбора в случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей может представляться плательщиками или их уполномоченными представителями в Росприроднадзор или его территориальные органы, в которых осуществляется декларирование товаров и упаковки товаров, на бумажном носителе в одном экземпляре (с описью вложения и с уведомлением о вручении).
Следует отметить, что декларация и отчетность предоставляются:
-
импортерами товаров — в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;
-
производителями товаров — в территориальный орган Росприроднадзора по месту государственной регистрации производителя товаров.
В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно является производителем товаров и импортером товаров, декларация и отчетность представляются именно в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте РФ:
а) плательщиками, являющимися производителями товаров, — на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика;
б) плательщиками, являющимися импортерами товаров, — на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.
Также отметим, что в случае, если плательщик одновременно является производителем товаров и импортером товаров, уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.