ФНС России в письме от 09.02.2024 № Д-5-18/23@ дала разъяснения по применению правовых позиций Конституционного суда РФ от 08.12.2017 № 39-П при направлении гражданских исков в суд.
В постановлении от 08.12.2017 № 39-П (далее — Постановление № 39-П) Конституционный суд РФ выявил конституционно-правовой смысл положений ст. 15, п. 1 ст. 1064 ГК РФ и подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, которые являются нормативным основанием для взыскания денежных сумм в счет возмещения вреда бюджетам с физических лиц, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений, связанных с неуплатой налогов организацией, или в отношении которых уголовное преследование в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям. Сами эти нормы были признаны соответствующими Конституции РФ. С учетом сформулированных в вышеуказанном постановлении правовых позиций, ФНС России в комментируемом письме разъяснила, на что обратить внимание налоговым органам при подаче исков в суд о взыскании налоговых долгов компании с физических лиц.
К кому предъявлять иски
Налоговики указали, что инспекции могут предъявлять иски о возмещении вреда к физическим лицам, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений, вызвавших эти недоимки, или уголовное преследование которых в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям (например, вследствие акта об амнистии или истечения срока давности уголовного преследования).
Если уголовное дело было прекращено по нереабилитирующим основаниям, при подаче иска налоговые органы должны представлять в суды доказательства наличия состава правонарушения физического лица. К числу таких доказательств могут относиться в том числе материалы налоговых проверок деятельности организации и материалы предварительного расследования в отношении физического лица, к которому предъявлен иск о возмещении им вреда, включая сведения об установленных органом предварительного расследования фактических обстоятельствах совершенного деяния, содержащихся в решении о прекращении уголовного дела. Особое внимание необходимо уделять доказательствам причастности привлекаемого к ответственности физического лица к хозяйственной деятельности организации и влияния на ее действия.
Что считать вредом
Согласно разъяснениям, данным в п. 3.3 Постановления № 39-П, вред, причиняемый нарушениями законодательства о налогах и сборах, заключается в непоступлении в бюджет соответствующего уровня суммы неуплаченных налогов (недоимки) и пеней.
ФНС России отметила, что штраф в сумму вреда, подлежащего взысканию с физического лица, не включается. Однако это не исключает права налоговых органов на предъявление к физическим лицам требований о возмещении суммы штрафа в качестве убытков в пользу должника — юридического лица в соответствии с положениями ст. 61.20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в том числе и при отсутствии процедуры банкротства.
Что свидетельствует о получении выгоды физлицом
При определении факта и степени обогащения (выгоды) могут быть учтены такие факторы, как:
-
изменение уровня материального состояния физического лица и (или) связанных с ним лиц (в том числе членов семьи) в сторону улучшения в период, который может быть связан с совершением преступления (в том числе до и после непосредственного совершения налогового преступления);
-
превышение (в том числе систематическое) расходов физического лица и (или) связанных с ним лиц (в том числе членов семьи) над официально установленными доходами в период, который может быть связан с совершением преступления либо после совершения налогового преступления;
-
наличие существенных активов у лица и связанных с ним лиц (в том числе членов семьи) при отсутствии обоснования и доказывания источников их происхождения;
-
прямое либо косвенное (путем создания схемы по распределению выгоды и убытков) направление средств юридического лица на обезличенного выгодоприобретателя (например, фиктивные юридические лица, подставные физические лица, структуры в иностранных юрисдикциях);
-
любой иной прямой или косвенный финансовый (материальный) интерес, выгода, бонус, иные привилегии и преимущества, которые физическое лицо получило непосредственно или через третьих лиц, их размер;
- личный интерес как мотив преступления, который может выражаться в стремлении виновного лица извлечь выгоду имущественного или неимущественного характера.
Размер возмещения вреда
При выявлении умышленной формы вины является недопустимым уменьшение размера возмещения вреда, причиненного гражданином, в том числе с учетом его имущественного положения. Снижение размера ответственности конкретного лица исходя из степени вины должно коррелировать с возложением оставшейся части ответственности на иное виновное лицо. При отсутствии вины иных лиц предполагается, что вина в причинении вреда в полном объеме лежит на его причинителе.
Необходимо исключать ситуации взыскания ущерба в двойном размере (один раз — с юридического лица в порядке налогового законодательства, а второй — с физического лица в порядке гражданского законодательства).
Сумма ущерба, подлежащая взысканию с физического лица, должна корректироваться (уменьшаться) на сумму фактической взысканной (уплаченной) задолженности.
Исчерпание механизмов удовлетворения налоговых требований
В пункте 3.5 Постановления № 39-П указано, что привлечение физического лица к ответственности за вред в размере подлежащих зачислению в бюджет налогов организации, возникший в результате уголовно-противоправных действий этого физического лица, возможно лишь при исчерпании либо отсутствии правовых оснований для применения предусмотренных законодательством механизмов удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
ФНС России разъяснила, что указанные Конституционным судом РФ ситуации исчерпания (отсутствия) возможности применения различных механизмов удовлетворения налоговых требований, в частности, могут возникать при наличии любого из следующих обстоятельств:
-
при возвращении исполнительного документа взыскателю по мотивам, связанным с невозможностью его исполнения;
-
при прекращении производства по делу о банкротстве или возврате заявления о признании организации банкротом в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
-
если у организации имеются признаки недействующего юридического лица;
-
при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности;
-
в случае, если данные о финансово-хозяйственном состоянии организации указывают на невозможность удовлетворения требований об уплате обязательных платежей, которые не поступили в бюджет в результате преступных действий, с учетом рыночной стоимости активов организации;
-
при отсутствии по имеющимся у налогового органа данным правовых и (или) фактических оснований и (или) достаточной доказательной базы для взыскания задолженности с лиц, привлекаемых к ответственности по долгам организации (в том числе в случае, когда у лиц, в отношении которых имеются соответствующие правовые основания и добытые доказательства, отсутствуют активы, за счет которых может быть произведено взыскание).