Специалисты Минэкономразвития России разработали для российских участников внешнеэкономической деятельности Навигатор по внешнеторговым бартерным сделкам. Документ описывает варианты и достоинства этого способа торговли. Обмен товаров и услуг с иностранными компаниями без необходимости осуществления международных транзакций поможет решить проблемы в сфере переводов, полагают в ведомстве.
Навигатор включает в себя описание видов внешнеторговых бартерных сделок и их преимуществ, а также справочную информацию о нормативных правовых актах, регулирующих их проведение. Вместе с тем документ содержит пошаговую инструкцию по организации внешнеторговой бартерной сделки, порядок определения равной стоимости обмениваемых товаров или услуг, типовые формы внешнеторговых бартерных контрактов.
Брошюра была подготовлена Минэкономразвития совместно с Российским экспортным центром по поручению первого вице-премьера Андрея Белоусова. По словам разработчиков, она даст возможность российским участникам ВЭД разобраться в том, как эффективно и грамотно организовать проведение бартерных сделок в ходе освоения новых иностранных рынков.
Одним из преимуществ бартерных сделок составители навигатора называют оптимизацию использования ресурсов. «Бартерные сделки позволяют компаниям эффективно использовать свои ресурсы. Например, если у компании есть избыточные производственные мощности или неиспользуемые ресурсы, она может предложить их другой компании в обмен на нужные товары или услуги.
Это помогает избежать простоя оборудования или неэффективного использования ресурсов», — следует из текста документа.
Также к плюсам международного обмена товарами и услугами чиновники отнесли расширение рынков. «Бартерные сделки позволяют компаниям расширить свое присутствие на мировых рынках, особенно в случаях, когда традиционные методы оплаты могут быть ограничены или затруднены», — отмечают авторы навигатора.
В экономическом ведомстве рассчитывают, что количество торговых партнеров России будет расти и готовят к этому отечественные компании. «В ближайшей перспективе география присутствия России на внешних рынках продолжит расширяться — как в сторону перспективного рынка Африки, так и за счет усиления присутствия на Ближнем Востоке, в азиатских и арабских странах», — отметила директор Департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России Лилия Щур-Труханович на бизнес-завтраке «Коммерсанта».
Поэтому, по ее словам, все дальнейшие меры господдержки будут разрабатываться с учетом стремления российских предпринимателей к освоению новых зарубежных рынков. При этом сами меры будут обрастать новыми опциями, которые позволят бизнесу быстрее доставлять товары в партнерские страны по конкурентной цене.
Называя эффективные меры поддержки российских участников ВЭД наряду с уже привычными инструментами, такими как субсидирование кредитных ставок и затрат на транспортировку российских товаров на экспортные рынки, представитель министерства отметила принципиально новые меры. К ним она отнесла увеличение числа торговых представительств, торговых домов и распределительных центров, позволяющих продвигать российский экспорт и отстаивать интересы российских компаний за рубежом.
Что касается объема финансирования мер поддержки экспортеров, по словам Л. Щур-Труханович, он будет пересмотрен с учетом новых задач. При его расчете чиновники планируют учитывать расширение географии присутствия российских компаний, а также возможное изменение процента ключевой ставки, увеличение страховых рисков и транспортных издержек.