Эффективное делегирование: как найти «зону гениальности» в себе и сотрудниках

| статьи | печать

Умение руководителя правильно распределять задачи и полномочия — залог успеха компании в целом. Понять, на каких функциях стоит сосредоточиться самому руководителю, а какие — делегировать сотрудникам, помогает тестирование по Big5 model. Что это за модель и как ее использовать на практике, рассказывает Анна Коханчик, бизнес-стратег, предприниматель.

Big5 model, или «Пятифакторная модель личности», состоит из пяти измерений: Экстраверсии, Аккомодации, Кропотливости, Невротизма и Открытости опыту. В основе модели лежит знание о том, что на 45—60% наша личность сформирована генетически, а остальной вклад вносит среда.

Можно ли сказать, что успешными предпринимателями рождаются? И да, и нет.

Что означают пять измерений и как предпринимателю использовать это знание о себе?

Открытость новому опыту

Открытость — это толерантность к новому. Яркие представители открытого типа личностей — серийные предприниматели, которые получают удовольствие от создания новых бизнесов. Это визионеры, которые создают решения, меняющие мир.

Такие люди говорят о себе: я быстро загораюсь и быстро затухаю, у меня много идей, я мыслю широко, у меня большой словарный запас, я многое знаю.

Предприниматели с низкой открытостью способны заниматься одним бизнесом долгое время и стать в этом успешными. Они выдерживают стабильность и постоянство, делают результаты на длинных отрезках времени.

Внутренний конфликт возникает в тот момент, когда предприниматель с высокой открытостью ставит на паузу интересные дела, чтобы сфокусироваться на чем-то одном. Но ему все равно это не удается, при этом из бизнеса уходит его энергия.

Правильным решением будет качественный наем сотрудников, чтобы скомпенсировать и усилить компетенции собственника.

Следует внимательно относиться к сотрудникам с высокой открытостью — они склонны к частой смене работы, потому что им не хватает новых вызовов. Если у вас работает такой человек и вы хотите его удержать, то чаще поручайте ему новые задачи, сложные проекты, которые «никто больше не тянет». Он с радостью возьмется их решать нетривиальным способом.

Смотрим это на примере реальной ситуации.


кейс № 1

Собственник производственной компании стремился систематизировать бизнес-процессы, вникать во все детали, пытался приучить себя к режиму и дисциплине. Испытывал огромный стресс, потому что у него не получалось выстроить все так, как ему было нужно. Из-за постоянного насильного погружения себя в кропотливую работу он был недоволен собой, недоволен сотрудниками и работал из «должен», не испытывая радости от своего бизнеса. Синдром усталости собственника. После того, как он прошел тестирование по Big5 — увидел, что у него очень высокая открытость и низкая кропотливость. Было решено нанять генерального директора, которому делегированы все системные процессы. Собственник с воодушевлением занялся стратегией, новыми идеями, и стал лидером-вдохновителем для команды.


Кропотливость

Кропотливость, или добросовестность, — это мера обязательности, ответственности, внимания к деталям, трудолюбия, упорства.

Что говорят факты:

  • кропотливость и эмоциональная стабильность ведут к более высокому заработку и удовлетворенности работой;

  • у кропотливых людей реже случается депрессивное расстройство.

Высокие Открытость и Кропотливость — это почти гарантированная высокая позиция в жизни (вероятность > 50%).

Однако людей, сочетающих эти качества, всего около 10% в мире. В некотором смысле это полярные качества, и те, у кого они есть, — вытянули счастливый билет.

Люди, которые генетически имеют среднюю и ниже среднего кропотливость, часто дисциплинируют себя. Но чем больше они загоняют себя в правильные рамки, тем дальше от природной интуиции: когда запускать проект, с кем наладить контакт, как «считать» атмосферу на собрании акционеров и выбрать верную стратегию переговоров.

Экстраверсия и интроверсия

В этом измерении оцениваем способ восполнения ресурса, потому что экстраверты и интроверты в равной степени достигают успеха.

Но то, что влияет на успех предпринимателя, — это энергия. Экстраверты получают ее в обществе других людей. Нетворкинги, вечеринки, совещания — экстраверты уходят с них заряженными. Интроверты же, напротив, заряжают батарейку в уединении.

Вспомните, где вы быстрее и лучше восстанавливаетесь: в одиночестве или в шумной компании.

Если вам важно повысить уровень энергии, увеличить производительность, то впишите в график тот тип восстановления, который присущ вам.

Невротизм

Уровень невротизма показывает интенсивность и частоту негативных эмоциональных реакций в ответ на изменения во внешней среде.

Если к высокой Открытости и Высокой Кропотливости добавить низкий Невротизм, то мы получаем машину: человека, который создает инновационные идеи, методично доводит до конца задачи бизнеса и при этом способен идти на риск, обгоняя конкурентов на много шагов. Такие предприниматели создают компании-легенды. Сочетание этих качеств можно назвать «Золотым сечением» предпринимателя.

Предприниматели с высоким уровнем невротизма живут в состоянии перманентного стресса и напряжения. У них нарушается сон, снижается производительность, ухудшаются отношения в бизнесе и личной жизни. Часто у них формируется зависимость от алкоголя и других способов хоть немного расслабиться и отвлечься от тревожных мыслей.

Если у предпринимателя невротичность средняя или выше среднего, то это первое, с чего нужно начать работу со специалистом и самостоятельно, чтобы не только повысить шансы на успех в бизнесе, но и улучшить качество жизни.


кейс № 2

Собственница компании, предоставляющей бухгалтерские услуги и аудит на аутсорсе, обратилась к консультанту в состоянии выгорания и с ежегодным убытком в компании. Пройдя тестирование по модели Big5, сделали вывод о высоком уровне невротизма и требований к себе, открытости выше среднего и средней кропотливости. В первую очередь работали над снижением невротичности, чтобы было легче принимать нужные управленческие решения. Собственница почувствовала себя легче и увереннее, приняла кадровые решения, которые откладывала несколько лет. Самостоятельно занялась расширением деловых контактов и привлечением новых клиентов благодаря открытости. Главной победой стала положительная прибыль по году, хотя работа проводилась во втором полугодии, то есть случился прорыв. Через год компания по-прежнему сохраняет положительную динамику в обороте и прибыли.


Аккомодация

Аккомодация — это мера ориентации на заботу о других либо на преследование исключительно собственных интересов.

Люди с высоким уровнем аккомодации уступчивы, заботливы, добры, наивно доверчивы и миролюбивы. С низким — упрямы, доминантны, скептичны, безжалостны, склонны к конкуренции.

Какие проблемы возникают у предпринимателей с высокой Аккомодацией: сложно уволить сотрудников или указывать на ошибки, сложно отстаивать мнение и выгоду в партнерских отношениях. Вместо фокуса на эффективности — страх доставить другому неудобство действиями или словами.

Предприниматели с низкой Аккомодацией — волки-одиночки. Они многое могут сами, но проигрывают там, где из-за недоверия и неуступчивости теряют выгодные партнерства.


кейс № 3

В той же бухгалтерско-аудиторской компании за продажи и часть производства отвечал один руководитель. По модели Big5 этот руководитель имел открытость ниже среднего, высокую аккомодацию и невротичность выше среднего. Это мешало не только эффективно управлять коллективом, потому что руководитель был слишком мягким, но и препятствовало новым идеям, улучшениям в работе из-за низкой гибкости. Было принято решение передать производство и часть продаж другому руководителю, с высоким уровнем открытости, экстраверсии. В итоге улучшился клиентский сервис и процент продления договоров, а также конверсия в продажу услуг новым клиентам. Новый руководитель участвует в стратегических встречах компании, предлагает новые идеи, очень вовлечен в результат компании.


Мы видим, что только небольшая часть людей имеет генетически заложенное «Золотое сечение» предпринимателя. Но работать в так называемой «Зоне гениальности», где человек способен реализовать весь свой профессиональный и творческий потенциал, могут все. Важно знать персональную шкалу Открытости, Кропотливости, Экстраверсии, Аккомодации и Невротизма, чтобы «нанять себя» на тот функционал, который вам подходит. Двигаясь с наименьшим сопротивлением, вы не только повысите эффективность, но и ощутите гораздо больше удовлетворения в бизнесе. Сделав качественный наем по модели Big5, вы получите неудержимую команду, которая совершает прорыв за прорывом.


К сведению

Мало спят и много работают: портрет современного руководителя

Ассоциация менеджеров представила новое исследование на тему «Социальный портрет российского топ-менеджера», в котором приняли участие руководители российских компаний из разных сфер бизнеса. Современные топ-менеджеры ожидаемо оказались трудоголиками. Только 30% управленцев уделяют работе стандартные 8 часов в сутки. При этом 48% топ-менеджеров посвящают этому от 9 до 12 часов, 13% — более 12 часов, а еще 9% ответили, что тратят на работу все свое время, включая выходные дни.

Спать рекомендованные врачами 7—8 часов в сутки получается только у 48% управленцев, в то время как 52% опрошенных уделяют сну не более 6 часов.

Времени на себя у «топов» остается немного. Тем не менее 39% опрошенных Ассоциацией менеджеров управленцев регулярно занимаются в фитнес-клубе, 17% респондентов ответили, что посещают бассейн, 6% — занимаются профессиональным спортом, а у 38% руководителей времени на спорт нет вообще.

Что касается доходов руководителей, то 12% респондентов ответили, что для комфортной жизни им достаточно 300—500 тыс. руб. в месяц. 46% посчитали, что им необходим доход не менее 500 тыс. руб. Еще 40% процентов отметили, что их устроила бы сумма более 1 млн руб. Особенно бережливыми оказались 2% опрошенных — их вполне устроил бы доход менее 300 тыс. руб. в месяц.

Среди компетенций и навыков, которыми должен обладать успешный топ-менеджер, большинство участников опроса (65%) выбрали навыки стратегического планирования и умение управлять командой (вопрос предполагал множественный выбор). Системность и умение качественно организовать бизнес-процесс заняли второе место среди важных компетенций управленца, эмоциональную стабильность выбрали 30% опрошенных.

Комментарий эксперта

Как можно использовать пятифакторную модель личности при работе с персоналом?

В чистом виде пятифакторная модель в российских компаниях используется редко. Как правило, критериев оценки у компаний гораздо больше. Однако каждая из шкал ложится в основу других методов оценки.

Например, шкала «экстраверсия» входит в часть психометрии типологии личности MBTI и позволяет определить направленность личности. Шкала показывает, любит ли человек быть среди людей и получает ли он от этого энергию, положительные эмоции. Люди с выраженной экстраверсией обычно активны в группе, любят выражать свою позицию и притягивать к себе внимание. Противоположность — «Интроверсия». Люди, склонные больше к работе в уединении, за компьютером, с отчетностью, их быстро утомляют задачи, связанные с работой с другими людьми, переговорами, шумными мероприятиями. Знание и понимание этой склонности позволяет лучше определить успешность кандидата в работе.

Например, людям с высокой интроверсией будет проще вести переговоры вне офиса, делать презентации, работать на публике, и такая работа будет мотивировать сотрудника. Если такие задачи поручить другому типу сотрудников, это быстрее может его демотивировать и привести к увольнению. Для оценки этой шкалы, помимо опросника MBTI, используют другие инструменты, вопросы, интервью по компетенциям и ролевые ситуации.

Доброжелательность, дружелюбие — эта характеристика оценивает сотрудничество, способность эффективно работать в коллективе. В противоположность этому фактору выделяют «эгоцентризм». Более современные названия критериев, которые используют в оценке, такие: «клиентоцентричность», «партнерская позиция», «эмпатия». Оценка по таким характеристикам представляет наибольший интерес в работе команд, а также в работе с клиентами.

Сейчас мы видим оценку по похожему критерию даже при обслуживании в магазине или сервисных службах. Такой показатель в бизнесе, как SLA, NPS, оценка качества обслуживания, позволяет в том числе измерить эффективность сотрудников в отношении этой шкалы. Но так как замер косвенный, он часто может быть необъективен. Клиенты ставят оценку за качество обслуживания, которая в себя как раз может включать такие характеристики, как «дружелюбность», «внимательность», «забота».

Оценку при трудоустройстве по этой шкале могут делать, задавая с специальные вопросы или давая упражнения. Пример упражнения выглядит так: сотрудников собирают в аудитории или онлайн и дают инструкцию: «Вы группа коллег, и перед вами стоит сложная задача — распределить ресурсы компании между подразделениями». В ходе наблюдения оценщик замечает, как кандидаты проявляют отношение к другим и насколько гибко договариваются.

Методы оценки по другим шкалам, как правило, похожи — это личностные опросники, интервью, специальные задания, упражнения и кейсы.

Модель из пяти факторов профессионально простая, и без специальных экспертных знаний малоопытному специалисту дает основу для фокусировки и выбора при оценке. При этом в каждой компании есть уникальные типы профессий и задач, требующие не только личностно-деловых, но и профессиональных компетенций. Спектр таких знаний, умений и навыков гораздо шире, и опора только на пять факторов может привести к ошибке подбора и серьезным последствиям.

При формировании или оценке актуальных параметров берут или готовые модели компетенций или разрабатывают под задачи и цели бизнеса.

Российские провайдеры-консультанты имеют свои структурированные наборы компетенций, которые адаптированы под требования российских реалий и задач.

Иностранные разработчики также расшили спектр пяти факторов до более актуальных поведенческих проявлений и представляют это в виде готовых или коробочных инструментов.

Из наиболее известных моделей — модель Ломингера, она построена на шести группах навыков: стратегические навыки, функциональные навыки, способность управлять процессами, смелость, навыки самопрезентации, межличностные навыки. Всего модель описывает 67 основных компетенций и позволяет как конструктор собрать необходимый спектр желательного поведения в организации. Модель закладывается в основу критериев подбора, а также эффективности деятельности и учитывает не только текущее состояние компании, но и предстоящие изменения и стратегию бизнеса.

Другой известный инструмент — это Hogan Assessment, который используется чаще для оценки топ- и мидл-менеджеров и их индивидуально-деловых черт. В базовой версии модель содержит 28 характеристик и позволяет оценивать три основные группы деловых и личностных характеристик.

С помощью этого инструмента можно оценить лидерский потенциал, мотивацию и ценности, деструкторы в поведении, именно они могут стать причиной конфликтов и неэффективности.

В любом случае важно понимать, что каждый человек уникален, и только при профессиональной оценке его грани личности будут оценены по достоинству. Вместе с тем для каждой компании необходимы сотрудники для решения конкретных задач и болей. С профессиональными инструментами гораздо продуктивнее подобрать подходящего талантливого сотрудника на долгий срок.