Безусловно, огромный потенциал цифровой среды для качественного улучшения общества не может не пройти через регуляторное осмысление. Вплетение цифровой среды в общественные сферы требует аккуратной настройки, способной обеспечить справедливый баланс прав участников общественных отношений. В связи с этим на уполномоченные органы власти ложится задача — с пониманием сути множества digital-трендов разработать качественное нормативное регулирование цифровой среды. В материале рассмотрим существующее регулирование и инициативы в сфере цифровых инноваций.
Цифровая среда в юридическом разрезе, как, впрочем, и в общем своем понимании, представляет собой совокупность информационно-коммуникационных технологий и элементов инфраструктуры, обеспечивающих взаимодействие между людьми в рамках цифрового пространства. Она включает в себя сетевые ресурсы, программное обеспечение, цифровые устройства и сервисы, способствующие передаче, обработке, хранению и обмену информацией.
Развитие цифровой среды на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений государственной политики: планируется ее интеграция в новые общественные сферы, в том числе для целей совершенствования механизмов государственного управления, увеличиваются объемы ее финансирования. Наряду с этим государственное стимулирование процесса цифровизации запускает параллельный процесс создания правовых рамок для цифровых нововведений. Поэтому по мере реализации новых проектов вполне ожидаемо увеличение количества регуляторных новелл в области цифровой среды.
Вместе с тем на сегодняшний день основная работа над совершенствованием законодательства в области цифровой среды выстроена вокруг федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды».
Указанный Федеральный проект входит в перечень федеральных проектов Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», который был разработан правительством во исполнение ряда указов президента, устанавливающих цели и задачи развития России до 2030 г. Срок реализации Федерального проекта: с 1 ноября 2018 г. до 31 декабря 2024 г.
Целью Федерального проекта является создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение цифровых технологий в гражданский оборот.
Как указывает Минэкономразвития России, разрабатываемые и принимаемые в рамках Федерального проекта нормативные правовые акты направлены на снятие первоочередных барьеров, которые препятствуют развитию цифровой экономики. Помимо этого, разрабатываемые нормативные акты направлены на урегулирование сквозных для различных отраслей законодательства вопросов, связанных с идентификацией субъектов правоотношений в цифровой среде, электронным документооборотом, оборотом данных, в том числе персональных.
Паспорт Федерального проекта устанавливает 35 задач, необходимых к выполнению органами власти. Эти задачи акцентированы на создании и совершенствовании нормативных актов, затрагивающих использование цифровых технологий в различных сферах. Стоит сказать, что спектр задач, предусмотренный паспортом Федерального проекта, является очень широким, охватывающим в том числе задачи по созданию условий для подачи процессуальных документов в суд в электронной форме, совершенствованию процедур идентификации, улучшению условий для предоставления услуг связи, интеграции в коммуникацию посредством системы электронного взаимодействия новых субъектов.
Согласно паспорту Федерального проекта (в последней редакции от 29.08.2022), выполнены 18 из 35 поставленных задач1. Однако 18 выполненных задач следует дополнить еще как минимум одной, касающейся размещения на условиях публичного сервитута линий и сооружений связи, предназначенных для оказания услуг связи населению (задача 1.26 Федерального проекта), — в связи с принятием Федерального закона от 04.08.2023 № 430-ФЗ.
Обосновано полагать, что в ближайшей и среднесрочной перспективе мы увидим больше инициатив, преимущественно исходящих от ФОИВов, в сфере цифровой среды, что обусловлено трендом, заданным Посланием Президента РФ Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г.
Развитие правового регулирования в сфере цифровой среды
Федеральный проект выступил основой для многих нормативных актов, принятых в области цифровой среды. Сейчас можно говорить о существовании по меньшей мере 28 федеральных законов, восьми нормативных правовых актов правительства и федеральных органов исполнительной власти, а также трех документов стратегического планирования, направленных на регулирование цифровой среды.
Включение цифровых прав в перечень объектов гражданских прав
Так, в рамках исполнения задач, поставленных Федеральным проектом, были внесены изменения в Гражданский кодекс РФ. Они заложили правовую основу для регулирования новых финансовых инструментов (цифровых прав), а также добавили правило о письменной форме сделки, согласно которому такая форма сделки считается соблюденной при ее совершении с помощью электронных либо иных технических средств (см.: Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Фактически такое нововведение было направлено на создание правовой основы для разрабатываемых на тот момент законов, регулирующих отдельные вопросы цифровой среды, связанные с краудфандингом, цифровыми финансовыми активами, цифровой валютой.
Регулирование краудфандинга
Следом за внесением изменений в Гражданский кодекс были урегулированы отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций посредством инвестиционных платформ (краудфандинг). Среди прочего, дано определение такой разновидности цифровых прав, как утилитарные цифровые права (УЦП), по своей сути коррелирующие с зарубежными NFT, utility token, stable coin. Также регламентированы процессы возникновения (выпуска), перехода от одного лица к другому и прекращения УЦП, происходящие в рамках инвестиционной платформы (см.: Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Однако выпуск УЦП на актуальную дату широкого распространения не нашел; объемы выпуска УЦП, в сравнении с другими цифровыми правами, пока что являются довольно низкими.
Регулирование оборота цифровых финансовых активов и цифровой валюты
Впоследствии правовую регламентацию получили отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов (ЦФА) — аналогов зарубежных security token и stable coin. Кроме того, предусмотрена возможность обращения цифровых прав, содержащих одновременно утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы, — гибридных цифровых прав (ГЦП). Спустя два года были установлены особенности налогообложения ЦФА и ГЦП НДС, НДФЛ и налогом на прибыль. Сейчас объем выпуска ЦФА значительно превышает релевантные показатели УЦП. При этом, учитывая вовлечение в процесс все большего количества крупных хозяйствующих субъектов, имеется потенциал для существенного роста рынка ЦФА в ближайшей перспективе.
Также было закреплено определение цифровой валюты как средства платежа Необходимо отметить, что функция цифровой валюты как средства платежа. была значительно ограничена, что заключается в невозможности ее использования при продаже или покупке товаров, работ и услуг, в том числе российскими юридическими лицами и физическими лицами, находящимися в России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (см.: Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 14.07.2022 № 324-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
При этом судами допускается возможность совершения с цифровой валютой (в том числе криптовалютой как ее разновидностью), в частности, таких сделок, как покупка, продажа, обмен и дарение (Апелляционное определение Московского городского суда от 06.09.2023 по делу № 33-36612/2023).
Оптимизация кадрового делопроизводства и электронный документооборот при устройстве на работу
Посредством цифровизации (в виде постепенного отказа от бумажной трудовой книжки в пользу цифровой формы) проведены оптимизация кадрового делопроизводства и упрощение учета данных о работниках. Как указано в пояснительной записке, данное нововведение направлено на повышение уровня сохранности сведений о трудовой деятельности, упрощение процедуры трудоустройства для работников в части взаимодействия с кадровой службой работодателя и снижение издержек работодателя и работника, связанных с трудоустройством (см.: Федеральный закон от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» и ряд сопутствующих ему законов).
Согласно сообщению, опубликованному на официальном сайте Социального фонда России в конце декабря 2023 г., для 5 млн россиян электронная трудовая книжка была открыта при устройстве на первую работу. В итоге общее число россиян, использующих трудовую книжку в электронной форме, по состоянию на конец 2023 г. превысило 17 млн человек2.
Разумно считать, что в контексте повсеместного отказа от бумажного документооборота переход на электронные трудовые книжки является закономерным, в особенности на фоне повышения популярности дистанционного формата работы.
Следующим шагом в данном направлении стало регулирование взаимодействия между субъектами трудовых отношений посредством электронного документооборота. Так, в частности, определены общие принципы и правила ведения электронного документооборота, а также установлена обязанность работодателя уведомлять каждого работника о переходе на электронный документооборот и получать письменное согласие работника на такой переход. Помимо прочего, установлено, что с 22.11.2021 прием на работу оформляется трудовым договором, что позволяет не издавать приказ (распоряжение) о приеме на работу (см.: Федеральный закон от 22.11.2021 № 377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»).
Согласно внесенным в законодательство изменениям, электронный документооборот может осуществляться при заключении трудовых договоров, договоров о материальной ответственности и иных документов. При этом сохраняется бумажная форма таких документов, как акт о несчастном случае на производстве по установленной форме, приказ (распоряжение) об увольнении работника, документы, подтверждающие прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемые работником.
Переход на электронный документооборот в сфере трудовых отношений сегодня набирает все большую популярность у работодателей, что обусловлено такими факторами, как экономия времени, сокращение рутинных задач, сокращение издержек на хранение, печать и пересылку документов и проч., что в совокупности позволяет говорить об общем повышении эффективности взаимодействия субъектов трудовых отношений.
В то же время такой переход сопряжен с рядом рисков, среди которых — доступ третьих лиц к документообороту между работником и работодателем. Так, согласно судебной практике, это может быть выражено в виде направления третьим лицом от имени работника заявления об увольнении по собственному желанию посредством получения доступа к электронной подписи работника (Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.12.2022 № 88-10853/2022, 2-213/2022).
Создание дополнительных механизмов защиты прав субъектов персональных данных
Учитывая то обстоятельство, что одной из основных проблем, сопутствующих развитию цифровой среды, являются утечки персональных данных, были созданы дополнительные механизмы защиты прав субъектов персональных данных.
Так, помимо прочего, было установлено, что субъекту персональных данных должна быть предоставлена возможность самостоятельно определять, какие именно персональные данные он соглашается передать для обработки. Также было закреплено, что молчание или бездействие субъекта персональных данных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения (см.: Федеральный закон от 30.12.2020 № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»).
Тем не менее вопрос надлежащего обеспечения защиты персональных данных оператором исходя из судебной практики сохраняет актуальность.
Оптимизированы различные аспекты нотариальной деятельности
В частности, появилась возможность проверки нотариального документа по QR-коду, биометрической идентификации получателей нотариальных услуг, а также расширен спектр нотариальных действий, которые могут быть совершены удаленно в электронной форме (см.: Федеральный закон от 27.12.2019 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Данные нововведения, безусловно, повысили доступность и оперативность получения нотариальных услуг, что стало особенно актуальным в период ограничительных мер во время пандемии COVID-19.
Совершенствование механизмов участия в судебном процессе
Усовершенствован порядок применения электронных документов в судопроизводстве. В частности, в АПК, ГПК и КАС были внесены изменения, согласно которым исковые заявления, заявления, жалобы, представления и иные документы в электронном виде могут быть поданы в суд посредством портала «Госуслуги».
Кроме того, появилась возможность получения судебных писем через портал «Госуслуги», что способствует снижению риска неосведомленности граждан о наличии судебных процессов с их участием. Решение суда, выполненное в форме электронного документа, также может быть направлено лицам, участвующим в деле, посредством портала «Госуслуги» (см.: Федеральный закон от 30.12.2021 № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Приведенные нововведения направлены на совершенствование доступа граждан к правосудию, значительно сокращая временные издержки.
Между тем в электронном обеспечении правосудия сохраняется параллельное использование двух информационных систем — ГАС «Правосудие» и Картотека арбитражных дел (КАД). При этом следующим большим этапом цифровизации судопроизводства видится переход на полностью электронные материалы дел, когда документы и материалы подаются по умолчанию в виде электронных образов, и дело существует только в электронном виде, материальный носитель используется экстраординарно.
Это сложная задача, но, если к ней подойти с должным уровнем экспертной проработки, апробировать эту модель в начале, скажем, в арбитражном процессе, думается, можно получить поистине революционный результат. Высвободится огромное количество задействованных в судебном процессе с разных сторон ресурсов, отомрет «индустрия» ознакомления с материалами дел и т.д. Размышляя в эту сторону, сюда же можно добавить обязательный обмен процессуальными документами по специальным каналам судебного ЭДО. Если правильно выстроить эту систему, то можно напрочь убрать споры вокруг фактов направления корреспонденции сторонами друг другу. Но, так или иначе, это тема для отдельного исследования.
Экспериментальные правовые режимы
Созданы механизмы формирования специальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций и установлены требования к мониторингу и оценке их эффективности и результативности.
В рамках установленного регулирования правительством создаются правовые условия для тестирования на практике цифровых технологий, планируемых к внедрению в массовое использование. Правительство устанавливает экспериментальный правовой режим на основе позиций трех сторон: регулирующих органов, федерального органа исполнительной власти, ответственного за экспериментальные правовые режимы, и предпринимательского сообщества (см.: Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»).
Одни из последних экспериментальных правовых режимов, установленных правительством, касаются эксплуатации беспилотных авиационных систем, в том числе в рамках мероприятий по защите сельскохозяйственных культур от вредителей и охране лесов от пожаров.
Законодательные инициативы в сфере цифровой среды
В рамках законодательной инициативы предлагается усовершенствовать порядок взаимодействия с персональными данными с использованием новых технологий путем предусмотрения возможности предоставления согласия на обработку персональных данных одновременно на несколько целей и нескольким лицам, а также возложения обязанности использования специальных средств защиты информации при уничтожении персональных данных (см.: законопроект № 992331-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О персональных данных“»).
Также на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект по совершенствованию правового регулирования в сфере электронных документов. Помимо прочего, он закрепляет за организациями возможность перевода документов из бумажной в электронную форму и наоборот, дает возможность делегировать хранение электронных документов третьим лицам (см.: законопроект № 1173189-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Последняя из рассматриваемых законодательных инициатив направлена на совершенствование регулирования адвокатской деятельности и организации адвокатуры посредством введения Единого реестра адвокатов взамен региональных реестров адвокатов, введения системы адвокатуры России, которая позволит автоматизировать взаимодействие между адвокатскими организациями, а также унификации требований, предъявляемых к претендентам на получение статуса адвоката (см.: законопроект № 301952-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации“»).
1 Нормативное регулирование цифровой среды // https://economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/normativnoe_regulirovanie_cifr....
2 Более 17 млн работников перешли на электронную трудовую книжку// https://sfr.gov.ru/press_center/~2023/12/20/258498.