Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 05.02.2024 № А53-10944/2023 пришел к выводу, что ежемесячная выплата самозанятым лицам вознаграждения (в том числе аванса), а также подчинение их трудовой дисциплине и режиму работы являются основанием для переквалификации договора ГПХ (гражданско-правового характера) в трудовой.
Суть спора
Налоговая инспекция провела налоговую проверку деятельности предпринимателя. Он перечислял деньги на счета физических лиц за выполнение работ (оказание услуг). Следует отметить, что индивидуальный предприниматель не отражал эти выплаты в расчете РСВ. Соответственно, не уплачивал с этих сумм страховые взносы. В ходе допроса предприниматель пояснил, что данные суммы являются вознаграждением самозанятым лицам в рамках договоров гражданско-правового характера. А такие выплаты не облагаются страховыми взносами. По результатам проверки налоговые инспекторы переквалифицировали договоры гражданско-правового характера в трудовые. И в итоге доначислили страховые взносы.
В ходе проверки налоговые органы обратили внимание, что предприниматель применил схему ухода от налогов. Об этом свидетельствуют следующие факты:
-
договоры с самозанятыми носили систематический характер и заключались на год;
-
выплаты переводились два раза в месяц (аванс и окончательный расчет), причем в те же дни, когда выплачивалась зарплата штатным сотрудникам;
-
физические лица выполняли работу по соответствующей должности (водители, стропальщики и проч.), то есть в договоре было предусмотрено выполнение работ определенного рода, а не разового задания заказчика;
-
исполнители должны были соблюдать режим работы;
-
сформированные плательщиками НПД чеки после получения доходов от предпринимателя формировались с одного устройства.
Решение суда
Арбитражный суд согласился с позицией налоговых органов. Физические лица фактически выполняли трудовые обязанности. Таким образом, налоговая инспекция обоснованно сделала вывод о том, что договоры ГПХ были заключены в целях уклонения от уплаты страховых взносов.