Понятие «владелец агрегатора информации о товарах» (или маркетплейса) было введено в Закон о защите прав потребителей еще в 2018 г. в рамках первых шагов упорядочивания их деятельности. Но единого комплексного регулирования интернет-торговли через маркетплейсы у нас до сих пор нет. Стороны самостоятельно вырабатывают договорные конструкции с учетом требований ГК РФ, Закона о защите прав потребителей, постановления Правительства РФ № 2463 и пр.
При этом за последние годы оборот маркетплейсов сильно вырос, в связи с чем возникла идея регулирования их деятельности в специальном законе. Поэтому разработанный законопроект, согласно пояснительной записке, призван гарантировать защиту прав и законных интересов участников рынка онлайн-площадок, устранить текущие пробелы в регулировании, а также сформировать здоровую конкурентную среду.
В частности, им предлагается установить требования к содержанию соглашений между владельцами онлайн-площадок, пунктами выдачи заказов (ПВЗ) и продавцами, а также обязать маркетплейсы размещать их в публичном доступе. Дополнительно для маркетплейсов хотят ввести ряд обязанностей (например, по подтверждению подлинности профилей продавцов). Кроме того, им хотят запретить взыскивать с покупателей любые платежи, связанные с возвратом товара.
При этом в законопроекте нет какого-либо механизма по распределению ответственности и компенсации расходов, связанных с возвратом покупателем товаров как с браком, так и без него. По нашему мнению, данный вопрос требует дополнительного обсуждения с участниками рынка и урегулирования в рамках Закона о защите прав потребителей с учетом потенциального риска расширения категории покупателей с низким процентом выкупаемости товаров надлежащего качества.
К владельцам агрегаторов, занимающих более 20% доли рынка, законопроектом предъявляются повышенные требования. Например, устанавливаются максимальные пределы взыскиваемых маркетплейсом сумм вознаграждения и неустоек — не более 10% от стоимости товара и не более 15% от стоимости услуг соответственно. Кроме того, по аналогии с положениями Закона о торговле1
устанавливаются антимонопольные правила к взаимодействию маркетплейсов с контрагентами. При этом об изменениях соглашений, ухудшающих положение владельцев ПВЗ/продавцов, вводится обязательное уведомление за 30 дней.
Для владельцев ПВЗ и продавцов уточняются их информационные права и обязанности, в том числе по соблюдению положений законодательства и условий договора. Любопытно, что в отношении маркетплейсов в законопроекте их права практически не перечисляются.
Очевидно, что принятие законопроекта повлечет внесение необходимых изменений в КоАП РФ. Возможно, за несоблюдение маркетплейсами новых требований будет установлена административная ответственность по аналогии с ответственностью торговых сетей за нарушение установленных требований к торговой деятельности в виде штрафов до 5 000 000 руб. (ст. 14.40—14.42 КоАП РФ).
На наш взгляд, предложенный законопроект является избыточным и явно направлен на решение текущих конфликтов экономически зависимых участников с товарными маркетплейсами, которые могут при острой необходимости быть дополнительно урегулированы в рамках уже имеющихся нормативных правовых актов. Любое государственное вмешательство в договорные отношения между субъектами предпринимательской деятельности подлежит тщательному обсуждению с самими субъектами с учетом перспектив дальнейшего развития и влияния на рынок. Более того, не стоит забывать и про роль soft law, в рамках которого уже приняты важные шаги по урегулированию отношений маркетплейсов с остальными игроками2.
1 Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
2 Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров» (утв. на заседании Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле в Российской Федерации, Протокол № 15-641 от 22 декабря 2022 г.) (подписаны 07.06.2022); «Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с владельцами пунктов выдачи заказов» (утв. Комиссией по созданию условий саморегулирования в электронной торговле в Российской Федерации, Протокол от 03.10.2023 № 15-381 (подписаны 10.10.2023).