В постановлении АС Уральского округа от 24.01.2024 по делу № А60-20254/2023 суды выяснили, как нужно считать налог на имущество, если налогоплательщику по отдельности принадлежат все помещения в здании: исходя из суммы кадастровых стоимостей помещений в здании, или кадастровой стоимости здания в целом.
Суть дела
Компания являлась собственником четырех помещений, которые составляли одно здание. Других помещений в нем не было. Здание было включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Компания представила декларацию по налогу на имущество за 2021 г., в которой исчислила налог исходя из кадастровой стоимости здания в целом. Декларация была принята налоговиками без замечаний.
В 2022 г. компания оспорила в суде кадастровую стоимость здания. Решением суда она была установлена равной рыночной стоимости.
Компания подала уточненную декларацию по налогу на имущество за 2021 г. исходя из новой кадастровой стоимости здания. И поскольку она снизилась, у компании возникла переплата. Однако налоговый орган стал считать, что налог должен оплачиваться из кадастровой стоимости каждого отдельного помещения, входящего в состав здания, а не исходя из кадастровой стоимости здания в целом. В результате компании был доначислен налог.
Не согласившись с решением инспекции, компания обратилась в суд.
Решение судов
Суды трех инстанций встали на сторону компании. Они указали, что в хозяйственной деятельности налогоплательщика используется все здание, а не отдельные его помещения. Согласно ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут иметь дискриминационный характер.
Конституционный суд РФ неоднократно указывал, что в основе оплаты любого налога является результат хозяйственной деятельности, что соотносится со ст. 3 НК РФ (налоги и сборы должны иметь экономическое основание).
В целях исключения спора о принадлежности налогоплательщику здания он в 2022 г. обратился в Управление Росреестра области с заявлением о прекращении регистрации права собственности в отношении каждого отдельного нежилого помещения и регистрации права собственности на здание целиком. С регистрацией права собственности на здание состав, объем и стоимость имущества у налогоплательщика не изменились.
В силу положений ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» закреплено право, а не обязанность собственника всех помещений в здании избрать правовой режим здания как единого объекта.
При установлении по заявлению компании кадастровой стоимости здания равной рыночной суд исходил из того, что компания является собственником всего здания, налог на имущество оплачивается исходя из кадастровой стоимости на здание, изменение кадастровой стоимости влечет уменьшение уплачиваемого налогоплательщиком налога. При этом кадастровая стоимость пересматривалась в отношении всего здания, а не отдельных помещений в здании.
Возлагая на налогоплательщика обязанность оплачивать налог исходя из кадастровой стоимости каждого отдельного нежилого помещения без учета того, что собственником всего здания является сам налогоплательщик, налоговый орган возлагает на налогоплательщика обязанность оплачивать налог в большем размере и без учета фактической стоимости имущества, принадлежащего налогоплательщику, что нарушает требования ст. 3 НК РФ.
В результате суды признали решение налоговиков недействительным.