Российский авторынок продолжает адаптироваться к новым условиям

| статьи | печать

Ситуация в отрасли, одной из самых пострадавших от западных санкций, постепенно улучшается, констатируют специалисты Банка России. Частично восстановились объемы производства, продажи в начале 2024 г. вернулись к уровню IV квартала 2021 г. Рост производства легковых автомобилей в России поддерживался в основном выпуском автомобилей отечественных брендов. В 2023 г. было возобновлено производство на площадках большинства ушедших иностранных компаний. Кроме того, продолжалась работа по налаживанию поставок автокомпонентов. Предложение автомобилей на рынке в целом увеличилось за счет как официальных поставок иностранных автомобилей (преимущественно китайских брендов), так и параллельного импорта.

В новом докладе о региональной экономике эксперты регулятора отмечают, что развитие автомобильной отрасли в России продолжается в условиях структурной трансформации. В 2023 г. существенно изменилась структура рынка, при этом возросла доля импорта. В сегменте легковых автомобилей существенно расширилось присутствие китайских партнеров, в том числе за счет импортных поставок готовых автомобилей, комплектующих, а также организации крупноузловой контрактной сборки на территории России.

Производство и импорт

Объем производства легковых автомобилей в 2023 г. вырос на 19%, однако он все еще заметно ниже уровня IV квартала 2021 г., указывают аналитики ЦБ. Росту выпуска способствовало возобновление работы большинства производственных площадок, оставленных иностранными компаниями в 2022 г., а также частичное решение проблем с поставками автокомпонентов и/или локализацией их производства. В январе 2024 г. рост выпуска легковых автомобилей продолжился как в годовом выражении, так и с поправкой на сезонность (SA) к предшествовавшему месяцу.

В 2023 г. в Центральной России, на Северо-Западе и Дальнем Востоке была возобновлена работа ряда крупных автозаводов, находившихся в простое после ухода производителей из недружественных стран. Перезапуск производства был проведен преимущественно на базе китайских моделей. При этом процесс возвращения в эксплуатацию незагруженных с 2022 г. мощностей автопроизводителей пока не завершен и, как полагают эксперты Банка России, скорее всего, продлится до 2027 г. В частности, уже анонсированы планы по возобновлению выпуска еще на двух производственных площадках в Подмосковье и Санкт-Петербурге.

В 2023 г. основной вклад в восстановление производства автомобилей на территории России внес выпуск машин отечественных брендов, который уже превысил уровень 2021 г. Это стало возможным благодаря улучшению ситуации с комплектующими в результате успешного поиска новых партнеров внутри России и в странах Азии, а также благодаря локализации их производства. В течение 2023 г. отечественные производители восстанавливали модельный ряд и комплектацию своих автомобилей. В частности, крупный автоконцерн из Волго-Вятки сумел не только возобновить производство востребованной на рынке модели, но и вернуть в свои автомобили антиблокировочную систему (ABS) и ряд других компонентов, а также вновь перевел автомобили на экологический стандарт «Евро-5». Тем не менее, констатируют аналитики регулятора, сохраняются отдельные проблемы с комплектующими, особенно в части логистики поставок и их сертификации.

Они отмечают, что рост предложения был преимущественно обусловлен увеличением импорта. По данным агентства «АВТОСТАТ», в 2023 г. импорт новых легковых автомобилей вырос в 3,7 раза (2022 г. — 43%) и заметно превысил уровень 2021 г. Вместе с тем активно менялась его структура по странам происхождения: импорт из Японии и стран Европы был замещен на поставки из Китая и прочих дружественных стран. Импортеры смогли наладить логистику и обслуживание поставляемых автомобилей, а также заинтересовать российских покупателей новыми, преимущественно китайскими, брендами.

Наряду с официальными поставками автомобильный рынок был поддержан параллельным импортом, на который в 2023 г. пришлось около 12% совокупных продаж (2022 г. — 11%). Этот канал в определенной степени помог удовлетворить спрос на рынке, особенно в сегменте кроссоверов и внедорожников. Основной объем ввезенных таким путем автомобилей составила продукция азиатских и западноевропейских брендов, которые официально покинули российский авторынок. Но по оценкам экспертов ЦБ, в 2024 г. поставки автомобилей по параллельному импорту могут сократиться из-за ужесточения правил ввоза с апреля и удовлетворения покупательского спроса за счет расширения официального предложения.

«Дальнейший рост производства легковых автомобилей в России будет связан с развитием отечественного автомобилестроения и увеличением контрактной сборки брендов из дружественных стран на мощностях отечественных заводов. Однако расширение контрактной сборки может сдерживаться рисками вторичных санкций в отношении зарубежных партнеров, высокими требованиями по локализации производства, а также относительно небольшим объемом российского автомобильного рынка», — прогнозируют авторы анализа.

Продажи

В 2024 г. объем российского автомобильного рынка продолжил увеличиваться и достиг уровня конца 2021 г. Продажи новых легковых автомобилей в январе — феврале 2024 г. составили 184 тыс. машин (+82% год к году), выросли в секвенциальном выражении (к предшествовавшему месяцу) и даже несколько превысили уровень IV квартала 2021 г. (SA). Этому, поясняют эксперты регулятора, способствовали восстановление потребительской активности и эффект низкой базы. Сдерживающим фактором остается высокая стоимость автомобилей, в том числе из-за повышения утилизационного сбора. Кроме того, с 1 апреля 2024 г. вступит в силу пересмотр методики расчета утилизационного сбора за автомобили, ввезенные через страны ЕАЭС.

В настоящее время при ввозе автомобиля через эти страны таможенная очистка может быть произведена в любой из юрисдикций по общим правилам ЕАЭС. После 1 апреля как для физических, так и для юридических лиц вводится доначисление утилизационного сбора за автомобили, ввезенные через эти страны. Это уравняет условия ввоза автомобилей из стран ЕАЭС и дальнего зарубежья, указывают аналитики ЦБ.

В результате в феврале — марте 2024 г. наблюдается кратковременный рост спроса на импортные автомобили, преимущественно европейских и американских брендов, ввозимые через страны ЕАЭС по параллельному импорту.

«Ожидаемое повышение цен на новые импортные легковые автомобили отразится в официальной статистике лишь частично, так как среди товаров-представителей данной категории с апреля 2022 г. преобладают китайские бренды. При этом доля параллельного импорта может снизиться», — полагают авторы анализа.

В январе — феврале 2024 г. лидирующую позицию в структуре продаж легковых автомобилей занимал крупнейший отечественный производитель. Его доля составляла почти 30% рынка. При этом китайские бренды продолжают наращивать свое присутствие на рынке.

Вместе с тем, указывают эксперты, возникают трудности с обслуживанием импортных автомобилей. Дилеры отмечают дефицит запчастей, а сервисы — сложности с заказом деталей: каталоги автопроизводителей либо отсутствуют, либо выпускаются только на китайском языке. Для официально представленных на российском рынке брендов трудностей с обслуживанием меньше, при этом отмечаются проблемы с логистикой.

«Дальнейшее увеличение спроса возможно при росте доходов населения и автокредитования, расширении господдержки (льготного автокредитования, лизинга и госзакупок), а также решении проблем с обслуживанием автомобилей», — считают эксперты регулятора.

Цены

Они сообщают, что в январе 2024 г. годовой прирост потребительских цен на новые легковые автомобили составил 12%, из них отечественные легковые автомобили подорожали на 18%. Основная причина — высокий спрос при сохранении роста издержек, в том числе из-за сохраняющейся зависимости российских автопроизводителей от импортных комплектующих. Кроме того, одной из острых проблем в этой отрасли остается нехватка персонала, особенно квалифицированного.

Стоимость новых импортных автомобилей выросла меньше (+4,4% в годовом выражении). Сдерживающее влияние на рост цен на зарубежные автомобили оказали укрепление рубля в конце 2023 г. и значительные складские запасы автомобилей, преимущественно китайских марок.

Высокие складские запасы автомобилей ограничивают рост цен на них. По информации крупных дилеров, на складах в Москве и Московской области в начале 2024 г. скопилось порядка 200 тыс. машин. Такое же количество автомобилей находится в пути из стран-поставщиков. Это сопоставимо с объемом продаж новых автомобилей на российском рынке за несколько месяцев. Кроме того, китайские автопроизводители в 2024 г. планируют увеличить импортные поставки, а также выпуск автомобилей на территории России.

«Российский автомобильный рынок становится более сбалансированным, формируется новая структура предложения. В 2023 г. потребительский спрос в целом восстановился после падения 2022 г., при этом расширилось предложение отечественных и импортных автомобилей, в основном китайских брендов. Образовавшийся на начало этого года объем запасов легковых автомобилей, ожидаемое увеличение импорта и производства на российском рынке сдерживают рост цен на автомобили. При этом повышательное давление на цены сохраняется из-за зависимости от импортных комплектующих и дефицита трудовых ресурсов», — обобщают свой анализ эксперты Банка России.

 

Потребительские цены на легковые автомобили, % к декабрю 2017 г. (SA)

Показатели

Динамика

Всего

112,9

Отечественные

118,1

Импортные

106,6

ИПЦ непродовольственные товары

46,4

Источник: Банк России