Сегодня главенство городов привело к важности переосмысления влияния, которое они оказывают на окружающую среду и на горожан, и внедрение «зеленых» технологий в городах стало необходимостью. Согласно отчету Международного Энергетического Агентства (IEA) за 2020 год, развитие рынка «зеленых» технологий способно стать настоящим драйвером мировой экономики и привести к созданию 30 миллионов новых рабочих мест, как в сфере разработки, так и в сфере их использования. О том, как этот процесс проходит в России, рассказывает Юлия Зубарик, стратег по развитию городов и территорий, руководитель градостроительного бюро «Мастерс план».
На данный момент, когда речь заходит о внедрении «зеленых» технологий в городах России, в первую очередь уделяют внимание переходу на возобновляемые источники электроэнергии. Например, в Москве солнечная энергетика начинает применяться точечно для обеспечения некоторых уличных объектов электроэнергией: уличных фонарей (парк Долины реки Сетунь) и паркоматов (перехватывающие парковки в г. Москва). Также заметен тренд на «зеленое» строительство: согласно ежегодному докладу ИНФРАГРИН, подготовленному совместно с ДОМ.РФ, «ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2022», более 30% всего строящегося в России многоквартирного жилья соответствует ГОСТу «зеленого» строительства, принятому в 2022 году. Он включает в себя 81 критерий, из которых ключевыми и обязательными к исполнению во время строительства и эксплуатации зданий являются требования к энергоэффективности, доступности среды, наличию сопутствующей инфраструктуры поблизости. Кроме того, ДОМ.РФ разработал проект «зеленой» ипотеки, по которой возможно приобретение жилья из экосегмента с пониженной ставкой. Пилотный проект ее использования уже был опробован компанией «ПИК» в ЖК «Аэронавт» в Санкт-Петербурге.
Кроме того, активно разрабатывается нормативно-правовая база для эффективного внедрения «зеленых» технологий: в августе 2023 года Президент РФ В.В. Путин подписал закон, дающий старт российской системе сертификации низкоуглеродных источников электроэнергии. Это дает российским энергопроизводителям привлечь дополнительные средства для развития своих предприятий через продажу «зеленых сертификатов». Благодаря механизму, потребители электроэнергии, для которых важно поддержание устойчивого развития, получают понятный инструмент для подтверждения экологичности своего продукта. По оценкам Минэнерго, в ближайшем будущем спрос на систему сертификатов может достичь 200 млрд кВт/ч в год, что соразмерно энергии, вырабатываемой на АЭС и ГЭС за год.
Однако наиболее широко применяемой стратегией улучшения качества жизни горожан в рамках «зеленой экономики» остается модернизация транспортной системы, в частности общественного транспорта. К концу 2023 г. до 29% всех «зеленых» облигаций — средств, которые государство привлекает у граждан под проценты для внедрения «зеленых» технологий в городе, приходилось на транспортные проекты. Так, даже неполное введение Большой Кольцевой линии метро (БКЛ) в Москве в 2022 г. обеспечило снижение выбросов загрязняющих веществ на 506 тонн в год и СО2 на 11,9 тыс. тонн в год, за счет отказа большего числа москвичей от пользования личным транспортом. Одновременно с этим в Москве растет количество используемого электрического транспорта. В 2023 г. в городе уже эксплуатировалось порядка 1,5 тысяч электробусов и активно расширялась сеть зарядных станций для электромобилей. Делается это для того, чтобы к 2030 году около 7% москвичей смогли передвигаться по городу на «экологичных» машинах.
Отдельный сюжет в теме «зеленых» технологий, активно применяемый в самых разных городах и регионах России — использование системы Cognitive Pilot, разработанной российской компанией «Cognitive Technologies» (функционирует в 30 регионах России). Система активно внедряется в сельском хозяйстве в регионах черноземья, например, в Воронежской и Ростовской областях, железнодорожном транспорте (для облегчения поставок в Калининградской области) и городском наземном рельсом транспорте (трамвай) (тестирование системы проходит в Москве). Используя искусственный интеллект (ИИ), она облегчает процесс управления транспортными средствами и снижает уровень их негативного воздействия на окружающую среду. Так, аналитики «AgTech Breakthrough Awards» отмечают, что технология Cognitive Pilot заметно снижает расход топлива и выбросы в атмосферу от машин, работающих на двигателях внутреннего сгорания (ДВС), а также продлевает жизнь электрическим двигателям (батареям), заметно снижая их износ за счет плавного перехода между рабочим и энергосберегающим режимами.
Анализируя перспективы развития альтернативной энергетики и внедрения «зеленых» технологий, следует отметить: несмотря на то, что для ряда регионов характерны более подходящие условия для развития, например, альтернативной энергетики (регионы ЮФО и СКФО, также Приморье, Бурятия, Алтай с большим числом солнечных дней и потенциалом ветровой энергии), пока что внедрение «зеленых» технологий в России находится в зачаточном состоянии. Наиболее широко эти технологии представлены в крупных городах, куда инновации приходят первыми (Москва, Санкт-Петербург, Тюмень), а также на отдаленных территориях, где они упрощают доступ населения к минимальным благам в области ЖКХ. Например, в Якутии 10% жителей не имеют доступа к централизованной системе электроснабжения, из-за чего электроэнергия с дизель-генераторов на базе привозного топлива выходит дорогой. Использование возобновляемых источников энергии помогает решить проблемы с доставкой сжигаемого топлива и снизить затраты на его покупку.
На данный момент «зеленые» технологии находятся в начальной фазе развития в России. Для их повсеместного внедрения, в частности в регионах РФ, потребуется еще не менее 10-15 лет, большой объем финансирования и стабильная поддержка со стороны государства как основного «двигателя» и идеолога процесса. Эти действия позволят «зеленым» технологиям распространиться на все сферы жизни населения и качественно улучшить качество жизни горожан.