Никита Роженцов,
адвокат, советник уголовно-правовой и общей практики Консалтинговой группы «Альянс Лигал»
В настоящее время закон допускает наличие двух видов неустойки: законной и договорной (ст. 330 ГК РФ). В отношении законной неустойки (ст. 332 ГК РФ) действующее регулирование основано на том, что право на ее требование имеет место вне зависимости от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Кроме того, законная неустойка может быть увеличена соглашением сторон, если закон этого не запрещает.
Статью 332 ГК РФ предлагается дополнить пунктом, согласно которому суд вправе уменьшить размер законной неустойки только в случае, если такое уменьшение допускается законом, которым определена такая неустойка. Предлагаемое нововведение представляется неоднозначным и потребует дополнительной проработки с учетом действующей судебной практики.
Во-первых, это может привести к злоупотреблению правом кредитора на получение законной неустойки. Например, если в отношении потребителя были нарушены сроки выполнения работ (оказания услуг), то он вправе потребовать уплаты неустойки в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги). При этом сумма такой взысканной неустойки не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа (п. 5 Закона от 07.02.92 «О защите прав потребителей»).
Учитывая, что в данном законе нет каких-либо иных ограничений в отношении взыскиваемой неустойки, а ее размер в виде 3% может являться значительным, то предлагаемые нововведения в ст. 332 ГК РФ фактически могут привести к нарушению баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и действительным (а не возможным) размером ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что является недопустимым (Определение КС РФ от 21.12.2000 № 263-О).
Кроме того, предложенная формулировка закона однозначно потребует изменения иных федеральных законов, поскольку многие из них в настоящее время не содержат норм о возможности снижения законной неустойки.
Во-вторых, согласно пояснительной записке, иное толкование означало бы, что действующие нормы об ответственности могли бы быть фактически девальвированы (проигнорированы) судами, а также могли бы приводить к «изменению судом карательных, предупредительных целей и содержания норм закона о законной неустойке».
Однако такой подход противоречит п. 78 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7, согласно которому размер законной неустойки может быть снижен, например, по Закону о защите прав потребителей, закону об ОСАГО, закону о контрактной системе в сфере закупок и др.
Дополнительно авторы законодательной инициативы предлагают внести изменения в ст. 333 ГК РФ. Название статьи «Уменьшение неустойки» предлагается заменить на «Уменьшение неустойки, установленной соглашением». Таким образом, снижение неустойки по мотиву ее несоразмерности будет возможно только в отношении договорной неустойки, в то время как сейчас такое право имеется и для законной неустойки.
Данное изменение является продолжением тезиса о необходимости ограничения полномочий суда по уменьшению размера законной неустойки (ст. 332 ГК РФ), что с учетом неоднозначности вопроса требует детальной проработки и обсуждения на уровне правоприменителей.
Кроме того, согласно предлагаемым нововведениям в ст. 333 ГК РФ суду будет предоставлено право уменьшать договорную неустойку ввиду ее несоразмерности до размера не меньше законной неустойки. Подобное нововведение выступает гарантией соблюдения прав кредитора на получение неустойки, размер которой не может быть уменьшен произвольно и до пределов ниже, чем это установлено законом.